• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
00:05 

Термидор...

сканирование0013

22:44 

14 июля! Площадь Республики

republique_

Ровно 135 лет назад, 14 июля 1880 года, когда Французская Республика впервые отмечала эту дату как главный национальный праздник, связанный одновременно с двумя знаковыми событиями в истории страны, взятием Бастилии 14 июля 1789 и Праздником Федерации, днем единения французской нации 14 июля 1790, - на Площади Республики в Париже был открыт этот колоссальный монумент. Решение о его создании было принято Национальным собранием годом ранее; работу над монументом поручили архитектору Шарлю Морису и его брату скульптору Леопольду Морису.
Когда-то я показывала два барельефа с историческими сценами, украшающие постамент памятника; сегодня же хочу показать все двенадцать

12:08 

...об одном интересном портрете - и о том, как работал Франсуа Бонвиль

Этот портрет попал мне на глаза каким-то совершенно невероятным образом по ходу обсуждения вестиментарных привычек некоторых граждан - в связи с загадками портретов и автопортретов Дюкрё



- Невероятным, потому что повторить путь поиска, еще раз выйти через поисковую систему на страницу сайта японского университета, где этот портрет был в 2009 году представлен на выставке, мне больше не удалось...

Портрет определённо в близком родстве с известной гравюрой Бонвиля - но о работе самого Бонвиля поговорим особо!

И вот в контексте всего этого невольно возникает вопрос, а что если напоминающая карандашный рисунок литография, которую я поместила в начале, никакой не XIX век, что если именно она и является тем самым прототипом? - Мне очень трудно представить, чтобы на основе жесткой Бонвилевской гравюры мог быть создан столь мягкий портрет, который с каждым днем мне представляется все более "правильным", и который, к тому же, замечательно коррелирует с другими прижизненными портретами Сен-Жюста



...вот я его "отразила" и поставила в ряд с малоизвестным рисунком Перрена и с портретом работы Грёза



...вот - поставила рядом с портретом работы Адель Романе, именуемой Романи (который ранее приписывался Давиду)

4_StJ_4

...вот - в ряду с еще тремя портретами - не столь уже впечатляюще, но один из портретов тоже редко встречается

18:06 

Парижская Коммуна 1871: Пер-Лашез и музей в Сен-Дени

Париж. Монумент Коммуны на кладбище Пер-Лашез.
Последние коммунары расстреляны были здесь...


Когда-то в Советском Союзе одним из праздников, одной из памятных дат, был День Парижской Коммуны: он отмечался 18 марта, в день рождения Коммуны... - Однако французские левые традиционно отмечают дни памяти Коммуны, памяти кровавой майской недели 21-28 мая...

...А до знаменитого барельефа я прошлогодним летом таки добралась - пасмурным Парижским утром в день отъезд...
Он находится возле внешней стены кладбища

IMG_5651

Монумент, при создании которого действительно были использованы камни из стены, у которой расстреливали последних коммунаров, оказался сравнительно небольшого размера. Подойти к нему можно, если, выйдя из метро Père-Lachaise, повернуть вдоль внешней стены влево от ворот кладбища, - или, если идти со стороны Gambetta, то вправо через сквер, существенно дальше...

А еще - давно уже собираюсь показать большую серию фотографий из музейной экспозиции в Сен-Дени: там, в Музее искусств и истории, располагающемся в помещениях бывшего кармелитского монастыря, постоянная экспозиция, посвященная осаде Парижа и Коммуне 1871 года, занимает сравнительно небольшое пространство самого верхнего этажа...

Мое знакомство с экспозицией началось вот с этого зала

sale7

Далее - только фотографии - музейных экспонатов и табличек к ним, если они есть - и почти без комментариев


07:52 

Доминик Виван Денон: портреты

Доминик Виван Денон, дипломат и литератор, художник и гравёр, первый директор Лувра и сам страстный коллекционер, по-настоящему стал привлекать мое внимание несколько лет назад, когда mlle Anais показала в ЖЖ весьма любопытный рисунок, найденный на сайте аукциона Кристи:


(сейчас на самой аукционной страничке изображение отсутствует, но ссылка на его увеличение - работает)

Интересен не только рисунок сам по себе, но и та информация, которая его сопровождает.
Вот - описание аукционного лота:
Portrait d'un jeune homme de profil vers la gauche (recto); Portrait d'un vieil homme en buste de profil et esquisse d'un personnage assis (verso)
avec inscriptions 'David' (recto) et 'Ce croquis de Maximilien Robespierre a été fait à la prison de la force [...] par louis david [...]. Louis David donna ce croqui à la Duchesse de Tourzel [...]' (sur une étiquette au dos du montage)
pierre noire, estompe, filigrane cercle surmonté d'une couronne
14 x 9,1 cm.

- то есть, на продажу были выставлены рисунки Виван-Денона, но при этом на прикреплённой этикетке сообщалось, что "этот набросок Робеспьера был сделан Луи Давидом в тюрьме Ла Форс" и что "Луи Давид подарил этот набросок герцогине де Турзель"...
Если вспомнить, что со времени своего возвращения во Францию в 1793 Денон работал с Давидом в качестве гравёра (благодаря Давиду, поручившему Денону гравировку эскизов к "Клятве в Зале для игры в мяч", с последнего было снято обвинение в эмиграции) и копировал многие его рисунки, оказывается понятной возможность такой двойной атрибуции этого рисунка...

Лист напоминает серию нарисованных Деноном портретов деятелей революции
Соответственно - рисунок, с которого я начала, может оказаться как литографией Виван Денона по сделанному по памяти рисунку Давида (Давид был заключён в тюрьму сразу после Термидора), - так и зарисовкой самого Виван Денона... - и единственное, что почти не вызывает сомнений - это что изображён именно Робеспьер... (хотя изготовитель постеров и анонсирует всего лишь "Portrait D'un Jeune Homme De Profil Vers La Gauche")

Существует, между прочим, еще один небезынтересный рисунок, также приписываемый Давиду, - и также, если выполнен действительно им, мог быть сделан только по памяти, точнее, по памяти и рассказам очевидцев:

ma_1059_6crop
Максимилиан Робеспьер в день своей казни
Этот рисунок также нашла mlle Anais - на сайте The Morgan Library & Museum, куда он попал из коллекции Викторьена Сарду, известного в конце XIX века драматурга, автора, в частности, драмы под названием "Робеспьер", в английской постановке которой блистал сэр Генри Ирвинг, для которого пьеса и была написана (на основе этой пьесы Анж Гальдемар написал одноименный роман).
Подпись в правом нижнем углу этого рисунка - не принадлежит Давиду, - как, впрочем, и на самом верхнем рисунке...

Ну и еще несколько отдельных сюжетов

Добавим ещё и автопортреты Виван Денона - все ли они являются таковыми?

07:50 

Доминик Виван Денон: авто_портреты (только?)

Как и многие другие художники, Доминик Виван Денон довольно часто рисовал самого себя. Большая часть рисунков, которые я сегодня показываю, подписаны как его автопортреты (к примеру, номер 1), - но не все, и то, что таким образом не подписано, показалось мне на них похожим - и в то же время не совсем...

1.
Vivant.denon.par.lui.meme

и ещё шесть портретов

Как вы думаете, на всех ли семи рисунках изображен один и тот же человек? Если нет, то где - не-Денон? И кто, в таком случае, это может быть?

(почти все портреты кликабельны; ссылок по понятным причинам на сей раз не даю!)

20:29 

портреты и автопортреты: Франсуа-Жозеф Дюкрё

...не менее интересной загадкой является то, каким образом некоторые из автопортретов Дюкрё стали идентифицировать как портреты Робеспьера... - написала я, заканчивая рассуждения о неизвестном ранее портрете Максимилиана Робеспьера.

Речь прежде всего вот об этом портрете - как он был опубликован в книге Ипполита Бюффенуара (Buffenoire H. Les portraits de Robespierre. Paris: Leroux, 1909)

Plate05.jpg~original

Картина, подписанная как портрет Робеспьера работы Грёза, находилась тогда в коллекции лорда Розбери, однако сам Бюффенуар, публикуя его, выказывает некоторые сомнения относительно персоны на портрете (si c'est bien lui), а Дж.М.Томсон, автор одной из лучших и по сей день биографий Робеспьера (Thompson J.M. Robespierre. T. 1-2. Oxford, 1935), вообще задается вопросом, Робеспьер ли это (but is it Robespierre?). Тем не менее, и по сей день монохромная фотография этого портрета демонстрируется как портрет Робеспьера, украшая в данный момент даже статью в русскоязычной Вики...

Мысль о том, что эта картина на самом деле является автопортретом Франсуа-Жозефа Дюкрё, принадлежит не мне!

(UPD 11 мая 2015. Оказывается, еще сто лет назад, в 1913 Луи Откёром было сделано замечание, что это автопортрет Дюкрё, а не портрет Робеспьера:
"Le «portrait de Robespierre» reproduit dans le livre, d’ailleurs fort agréable, de M.C. Mauclair sur Greuze n’est autre que le portrait de Ducreux par lui-même de la collection Ed. André." -
Louis Hautecoeur. Greuze. - Paris: Félix Alcan, 1913.. P. 141, note.
Откёр говорит о книге Camille Mauclair. Jean-Baptiste Greuze. Paris: H. Piazza et Cie, 1905.)

Откуда же тогда - Грёз и Робеспьер?

А может - все это просто плод моей фантазии...
Как вы думаете?

09:22 

6 мая - десять лет назад...

...это были первые записи в журнале, созданном в связи с открытием сайта-Гостиной.
Сегодня - объединяю их в одну.


Имя его давно уже стало символом, частью мифа, мифом...
И за этим мифом теряется - сам человек...
Но был - Человек.
Какой он был...

6 мая
К этому дню мне хотелось бы поместить здесь три небольших текста - свидетельства современников и историка, принадлежавшего к следующему поколению - как может быть повод для размышлений...

1. Это имя действительно стало символом, знаком, частью мифа... И этот миф начал складываться еще при его жизни, о чем свидетельствует в частности вот это письмо:

Из письма к отцу
Юстус Эрих Боллман, 1769 г. рожд. Гамбург, 4 января 1794 г.

2. Баррас – о Робеспьере перед Термидором.

3. Полувеком позднее, в 1847 году, Альфонс де Ламартин такими словами заканчивал свою "Историю жирондистов"

00:45 

Метаморфозы гравированного портрета...

Решая портретную загадку, которая привела в итоге к открытию неизвестного ранее портрета Максимилиана Робеспьера, я выбирала для сравнения на Галлике и созданном при участии BNF French Revolution Digital Archive среди его гравированных во времена Революции портретов наименее известные, и в то же время наиболее соответствующие достоверным портретным изображениям. Позднее выяснилось, что гравюра Кокере по рисунку Делапласа, позволившая надёжно идентифицировать интересовавший меня рисунок:

btv1b84123089
(это - другой экземпляр той гравюры, также хранящийся в BNF)

- точнее - выяснилось, что репродукция этой гравюры была опубликована в известной книге Ипполита Бюффенуара (Hippolite BUFFENOIRE, Les portraits de Robespierre, Paris, Leroux, 1909), - но в каком жутком качестве!

Plate34.jpg~original

Ничего удивительного, что я всегда воспринимала это изображение как лишь условно портретное...

А далее - обнаруживается, что к гравюре Кокере восходит так или иначе еще целый ряд гравюр!

Очевидно, что растущая популярность депутата Национального Собрания Максимилиана Робеспьера делала все более востребованными его портретные изображения, но то ли недостаток мастерства гравёров, то ли какие-то иные причины, - приводили к тому, что вторичные, а то и третичные по отношению к исходному рисунку гравюры делали портретируемого практически неузнаваемым... - Но ведь не случайно же - наиболее близкая к исходной гравюра была выпущена за границей, в Польше! -- А с другой стороны, совершенно неслучайным представляется подавляющее преобладание среди прижизненных портретов Робеспьера - профильных гравюр, очень и очень похожих одна на другую!

(Не даю ссылки на каждое изображение - их нетрудно найти по общим ссылкам в начале поста...)

18:07 

chats et chiens...

С полгода назад я показывала здесь революционных котов Жаклин Бурдийон, трое из которых обладают несомненным портретным сходством с известными историческими персонами. Сегодня - хочу собрать здесь и другие рисунки, картины и коллажи.

Начнем с рисунка Марии Пишвановой:

18

- хоть подписан рисунок "Сибирская и шотландский вислоухий в костюмах эпохи Людовика XVI", этот полосатый фрак настолько знаменит, и выражение лица - настолько характерно, что ошибиться совершенно невозможно, остается лишь гадать, кто эта дама рядом...;)

Откуда у меня эти два коллажа, увы, не скажу, сейчас не нахожу в сети, а ссылку, увы, не сохранила:

215606983 215607115

И в этом же полосатом фраке - совсем другой образ:

RD

Целая серия картин украшает зал Парижского кафе на улице Дагер

17:17 

Два актёра - две роли...

Пару лет назад я показывала фото английского актёра Энтона Лессера (Anton Lesser) в роли мистера Мердла из сериала "Крошка Доррит". Это фото было выбрано по той простой причине, что не удалось найти в сети кадра из фильма, в котором этот актёр показался мне очень похожим на другого - одного из лучших исполнителей...

Впрочем, смотрите, вот Энтон Лессер в одном из фильмов британского (BBC) мини-сериала "The Scarlet Pimpernel" (2000; он шел на наших экранах под названием "Багряный Первоцвет", очевидно, чтобы отличать его от американского сериала, который показывали под названием "Алый Первоцвет"). Во второй серии второго сезона Лессер сыграл химика Антуана Пикара, который, в отличие от своего исторического прототипа Антуана Лавуазье, был спасён из-под самой гильотины...

Pimpernel_04_+     Pimpernel_07_+

Pimpernel_10_+     Pimpernel_13_+

А вот и другой! - Кто, как вы думаете?

12:32 

...возвращаясь к портретной загадке...

В начале декабря я показала здесь пятнадцать портретов - двух разных лиц.

Воспроизведу их еще раз

- дабы не приходилось бегать со страницы на страницу...

Итак дано - первые тринадцать изображений, все, подписаны как портреты Бертрана Барера, и те кто его узнал - совершенно правы! - Опыт оказался поучительным!

Ну и гравюры под номерами 11, 12 и 13
- выбраны из того, что есть на Галлике по принципу максимального сходства с тем рисунком, который меня интересует (номер 7) - а также с теми двумя малоизвестными портретами Максимилиана Робеспьера (14 и 15 - с той же Галлики), которые были использованы для сравнения



На то, до какой степени эта последняя гравюра сходна, в самых мельчайших деталях изображения лица портретируемого, с интересующим меня рисунком, я и сама обратила внимание, лишь вновь и вновь разглядывая таблицу портретов!



А ведь рисунок подписан - смотрите! - Barère!

Между тем гравюры 13 (Барер) и 15 (Робеспьер) выпущены в одной и той же серии - Collection Générale des Portraits de M.M. les Députés à l'Assemblée Nationale tenue à Versailles le 4 Mai 1789!
А это, в свою очередь, означает, что рисунок номер 7 - портрет именно Робеспьера, а вовсе не Барера! - И мы даже знаем, кто его создал - на гравюре номер 15 имеются подписи: Delaplas del. Coqueret sc. - Рисовал Делаплас!
Но насколько же этот рисунок более интересен, чем выполненная на его основе гравюра - с вполне стандартной посадкой в три четверти! - Какая динамика в развороте головы и плеч, в едва намеченных деталях костюма, какое выражение лица!

Хотелось бы узнать, когда и в связи с чем появилась под этим чудесным рисунком подпись с ложной идентификацией... - быть может, после Термидора, когда опасно стало хранить изображения "тирана", а художнику - или новому владельцу рисунка - уничтожать его было жаль... Впрочем, это всего лишь фантазия...
И не менее интересной загадкой является то, каким образом некоторые из автопортретов Дюкрё стали идентифицировать как портреты Робеспьера... - Но об этом как-нибудь в другой раз...

20:13 

Две старинные карикатуры

Одна из них - конца XVIII века, но право же, я затруднюсь даже предположить, в какой именно стране и в который момент в истории Революции была она сделана:

Oup...oup...ca n_ira pas

Продавец с ebay расшифровывает надписи на рисунке:

Oup...oup...ça n'ira pas Ah! ça ira...ça ira. Les aristocrates a la raison.
- и сообщает
Date Created/Published: [France : 1794]
Summary: Print shows Maximilien Robespierre playing a fiddle and dancing with a small dog, identified as Jean-Lambert Tallien, dancing to the music.


Вторая - начала ХХ века



DESSIN HUMORISTIQUE BREGER 1913 PLIUS FORT QUE ROBESPIERRE BARTHOU

Здесь нет никаких пояснений - но откройте картинку в полном размере и посмотрите, что там разрывает в клочья Луи Барту! - Это декрет Конвента, которым признается Верховное Существо и бессмертие души... - Полагаю, что этот рисунок связан с принятием во Франции закона об отделении Церкви от Государства...

18:40 

Четыре польских открытки с ebay

Несколько дней назад Miss_N показала три появившихся в последнее время на ebay изображения Сен-Жюста, среди которых было вот это:



- польская открытка, выпущенная к 200-летию Великой французской революции. Художник - Ganczarczyk, а цифра 6 перед именем персонажа заставляет предположить серию как минимум из еще пяти изображений...
Еще три - удалось обнаружить там же на ebay

15:44 

Портретная загадка - еще одна!

Когда-то я уже предлагала своим читателям порассуждать о некоторых портретных загадках - здесь, здесь и здесь. Последняя из них была связана с идентификацией персонажа, изображенного на портрете: подпись указывает на одного известного деятеля эпохи Революции, но сам портрет очень напоминает портретные изображения другого.

Сегодняшняя загадка - примерно в том же роде. Под морем - пятнадцать портретов; тринадцать из них (известные и не очень) подписаны как изображающие одного весьма заметного деятеля Революции, еще два - редкие изображения другого, гораздо более заметного. Однако среди тринадцати - есть один портрет (найденный в весьма авторитетном хранилище!), который мне кажется изображением совсем не того человека, на которого указывает подпись!

Что вы думаете по этому поводу? Какие портреты выделили бы, как изображающие другого человека? - и - Кого именно вы узнали?

пятнадцать портретов

16:42 

Портреты Робеспьера? - или Чего только не встретишь на ebay!

Мне уже доводилось показывать здесь изображения, которые предлагались на ebay в качестве - ни много, ни мало! - неизвестных портретов Робеспьера, - к примеру вот этот или и вот этот - еще не самые причудливые...

Нынешнее лето принесло, однако, две весьма небезынтересные миниатюры!

Во-первых - вот эта

MRj_minifture1

и крупнее

И еще одна миниатюра - карандашный рисунок



Ее владелец настаивает на сходстве с этим самым известным портретом, публикуя его и еще один - для сравнения: в отличие от прочих продавцов, он по крайней мере пытается убедить, что на рисунке - действительно Робеспьер

Ну и совсем уж в качестве курьеза - табакерка



и с увеличением

19:25 

...и чего только не встретишь на ebay...

...к примеру, по весне был вот такой комплект подставок для книг:

$_57_73

$_57_74

и каждый поотдельности

17:59 

К драме Карла Гьеллерупа "Сен-Жюст"

Анонсируя несколько месяцев назад русский перевод пьесы датского драматурга Карла Гьеллерупа "Сен-Жюст", я упомянула о существовании немецкого перевода: выпущен этот перевод был в 1925 году, переиздан уже в наши дни (ведь Гьеллеруп в 1917 стал лауреатом Нобелевской премии по литературе!) - и может, именно благодаря недавнему переизданию то, первое, выставлено на ebay по совершенно символической цене (последний день!)...
Скажем же спасибо продавцу, благодаря которому я могу показать вам кое-что из оформления этой книги:

вот так выглядит титульный лист:

$_57_918c

а вот еще две иллюстрации:

...А еще - учитывая дату выхода немецкого перевода пьесы, мне было бы очень интересно узнать, были ли знакомы с ней два автора, хорошо знавшие немецкий язык, которые свои драмы, посвященные этому же историческому моменту, написали уже в 30-е годы... - У меня впечатление, что некоторая перекличка имеется у обоих...

(картинки кликабельны!)

17:31 

Still Life

Все вокруг Хэллоуин отмечают - и мне тут вспомнилось найденное на девианте еще в начале осени


18:55 

Ah, chat ira! chat ira! chat ira!



Этот, и еще несколько рисунков Жаклин Бурдийон (Jacqueline BOURDILLON), выполненных к Двухсотлетию Революции, мне известны давно; другие - встретились сегодня, и в довольно хорошем разрешением, - и мне захотелось показать всю серию!

Ah, chat ira! chat ira! chat ira!

(а здесь можно найти еще множество кошачьих историй той же художницы)

Дневник EleonoreD

главная