• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
22:52 

26 августа! Бабет и другие: сёстры Дюпле на Девианте

Почему 26 августа? - да потому, что это не только дата принятия самой первой Декларации Прав Человека и Гражданина, это еще и день рождения Элизабет Дюпле (1772), а также годовщина ее свадьбы с Филиппом Леба (1793)!

Посвящается Бабетте и ее близким!
И сразу же: в самое последнее время на Девианте появились два новых рисунка Бабетты и Филиппа


The business of looking for a wife lineart - Elisabeth Duplay and Philippe LeBas

и в цвете, и еще много-много!

А вот буквально сегодня мне встретилась там прелестная романтическая история - A lost summer's kiss... - Оказалось, автор итальянец, и у него в журнале еще полтора десятка рассказов, которые очень хотелось бы прочитать в нормальном переводе, а не тупо через translator... они здесь

- и еще Бабетта - рисунок Светланы Юхлиной:

сен-жюст-18 2013
(публикуется с разрешения автора!)

19:50 

25 августа! - портрет работы Бонвиля и его вариации

Рассматривая многочисленные портретные изображения Сен-Жюста, выполненные в XIX веке и позже, я по привычке соотношу их с известными прижизненными, пытаясь определить, на что ориентировался художник, создавая свой образ... И вот, достаточно неожиданно, оказалось, что прототипом нескольких очень разных позднейших изображений является самый, пожалуй, "непопулярный" из портретов Сен-Жюста - гравюра по рисунку Франсуа Бонвиля, опубликованная уже после Термидора

Saint-Just_Bonneville
(фото сделано с альбома фотографий в Национальной библиотеке)

Сама я очень долго не могла "принять" этот портрет: слишком уж не похож он на остальные, не характерен для Сен-Жюста такой беспорядок в одежде, да и выглядит изображенный на нем человек значительно старше неполных двадцати семи, которые ему суждено было прожить! ... - И лишь когда увидела впервые портрет отца, мессира Луи-Жана де Сен-Жюста, не могла не признать очевидного фамильного сходства...

И наконец - еще один, определенно, более ранний, о нем нет никакой информации - он тоже хранится в Национальной Библиотеке, но там я его видела только на микрофильме, так что использую репродукцию с французского сайта Луизы-Антуанетты

st-just_24

- к сожалению, только этот небольшой размер - а хотелось бы рассмотреть поподробнее, потому что что-то тревожит меня в этой гравюре, побуждая задаться вопросом - а что в данном случае было прототипом - опубликованная гравюра по рисунку Бонвиля - или же сам этот первоначальный рисунок...

Замечу попутно, что эта последняя гравюра очень хорошо коррелирует с еще одним малоизвестным портретом Сен-Жюста, хранящимся в Ламбине - с рисунком работы Перрена

Сен-Жюст_Перрен

(увы, более определенных пояснений, как и отправной точки для поиска дать не смогу - скан был сделан с цветной ксерокопии из книги Альбера Собуля - но собрать имеющиеся данные мне сейчас не под силу...)

14:27 

25 августа!

Нынешним летом в Версальском замке как обычно ;) отправилась в Галерею Битв - фотографировать картину Жана Батиста Мозеса "Битва при Флерюсе" (Jean Baptiste Mauzaisse "Bataille de Fleurus"), написанную для этой галереи в 1837. Разумеется, рассчитывать на качественный снимок всей огромной картины не приходилось, потому и даю ссылку на лучшую репродукцию, какая нашлась в сети, - но меня ведь и не это интересовало!

Saint-Just_Fleurus

- удалось получить боле-менее приличное изображение молодого комиссара Конвента, чья роль в организации великой победы, - после которой нога иноземного солдата двадцать лет не ступала на землю Прекрасной Франции! - ничуть не меньше, чем роль талантливых военачальников...

Но мне хотелось бы поговорить еще и о портретах!
В разговоре по поводу рисунка, приобретенного не так давно архивом департамента Эна



Луиза-Антуанетта заметила, что он ей напоминает - изображение Сен-Жюста на картине "Битва при Флерюсе"! -
А я по возвращении домой вспомнила еще об одном рисунке

UPD: На Джоконде обнаружилась еще одна репродукция последней гравюры - из Невера, musée municipal Frédéric Blandin



с более подробным описанием:
inscription concernant l'auteur, en bas à droite : Lith. H. Jannin ; inscription donnant l'identité du modèle, en bas au centre : SAINT JUST ; date, en bas au centre : 1794 ; inscription, en haut à gauche et à droite : MARTYRS DE LA REVOLUTION N° 4 ; inscription, en bas à gauche : Se trouve à la propagande socialiste rue des Bons Enfants N° 1

...хотелось бы мне найти и другие гравюры этой серии MARTYRS DE LA REVOLUTION!

UPD 2: Обратим внимание на некоторые различия между двумя гравюрами - это во-первых, дата - 1793 на гравюре из BNF и 1794 на гравюре из Невера; во-вторых - и это особенно важно! - на гравюре из BNF значится название серии «Les martyrs de thermidor», а на гравюре из Невера - «MARTYRS DE LA REVOLUTION»! - и это принципиально важно...

20:37 

Утро битвы свежо и ясно.
Ночью дождь отрыдал свое.
Как жемчужина, жизнь прекрасна —
И едва ли прочней ее.

В гулком зале, где свет июля
В запыленном стекле угас,
Выбор жесток и прост, как пуля:
Кто не с нами, тот против нас!

С кем вчера еще — локоть к локтю,
С тем сегодня — глаза в глаза.
Как один вся когорта — против.
Лишь один — ненормальный — ЗА!

За отчаявшихся, усталых,
Не утративших лишь лица.
За — с блистательного начала
До безжалостного конца.

Безразлично, правы ли, нет ли —
Отстоять их уже нельзя,
И еще один рвется в петлю
Лишь затем, что в петле — друзья.

Здесь не доблесть, здесь много проще:
Кто тут чист, а на ком вина —
Путь был общим, и слава — общей,
И опала — на всех одна.

Ослепительно утро боя.
Частью, может быть, оттого,
Что троих не предали двое —
Или — четверо — одного

tiger_black
Москва, 1991.

16:38 

Два 14 июля: слово современникам – участникам и очевидцам - 1790

Куплеты, сочиненные утром 14 июля 1790 года на Марсовом поле во время ливня

Ah, ça ira, ça ira, ça ira!
Наплевать на аристократов и лужи!
Ah, ça ira, ça ira, ça ira!
Обсохнем мы скоро, – придет пора!
Пусть погода сыра, сыра, сыра!
Узел легче рубить, коль затянут туже.
Пусть погода сыра, сыра, сыра.
И через тысячу лет вспомнят о том,
Как шли сюда с утра, с утра, с утра
Поклясться, что каждый отчизне служит.
Как шли сюда с утра, с утра, с утра.
Всех, кто нам мешает, к чёрту сметем!
Ah, ça ira, ça ira, ça ira!
Наплевать на аристократов и лужи!
Ah, ça ira, ça ira, ça ira!
Обсохнем мы скоро, – придет пора!
(Свобода. Равенство. Братство. Песни и гимны французской революции. М., “Книга”, 1989. С. 48).

14 июля 1790 г., в годовщину взятия Бастилии, в Париже состоялся первый праздник Федерации.
Идея федерации – объединения между собой всех коммун, всех провинций и всего французского народа в результате революции – получила большое распространение во Франции в 1789-1790 гг. В ряде провинций состоялись праздник Федерации. Учредительное собрание 9 июня 1790 г. приняло решение о проведении в Париже 14 июля, в годовщину революции, общенационального праздника федерации. Для участия в этом празднике в столицу приглашались депутаты от национальной гвардии. Каждое подразделение национальной гвардии должно было избрать по 6 депутатов на 100 человек. Эти депутаты собирались в центре своего округа и избирали по 1 делегату на каждые 200 человек (и 400 в более отдаленных районах). В Париж съехалось
несколько тысяч депутатов и представителей от армии и флота.

16:32 

Два 14 июля: слово современникам – участникам и очевидцам - 1789

Неприступность сей твердыни
Ужасала всех доныне,
Никому еще в помине
Взять ее не удалось,
Но народ на приступ башен
Ринулся, велик и страшен,
Этот каменный колосс.

Гражданин с бесстрашным взглядом
В бой идет под смертным градом,
И пороховым зарядом
Нас встречает гарнизон.
Тонет все в дыму и стоне,
Но пробита брешь в заслоне,
И на главном бастионе
Флаг свободы водружен.

Это строки одной из многочисленных песен, которые были сложены парижанами вскоре после падения Бастилии
(Свобода. Равенство. Братство. Песни и гимны французской революции. М.: Книга, 1989. С. 38).

До нас дошли многочисленные рассказы участников и очевидцев этого события, и среди них – три весьма известные в истории Революции молодых провинциала, три земляка-пикардийца, - каждый из которых рассказал также и о празднике Федерации в первую годовщину взятия Бастилии.

Предоставим им слово!

16:08 

13 июля 1793. Смерть Марата

Шарлотта Корде: как могла женщина сделать это?..
Размышления 13 июля
Для начала поясню смысл задачи. Р.Дж.Коллингвуд предлагал в любом историческом событии разделять «внешнюю» и «внутреннюю» стороны; внешняя может быть описана в терминах (физических) тел и движений, внутренняя – в терминах мысли. Переход Цезаря через Рубикон (его, Коллингвуда, пример) в терминах тел и движений – переправа человека по имени Гай Юлий Цезарь во главе большой группы людей (армии) через реку под названием Рубикон; в терминах мысли – попрание Цезарем законов Римской республики, вызов этим законам. Вы привыкли рассматривать поступок Шарлотты Кордэ «в терминах мысли» – попробуйте представить его в терминах тел и движений, «забыв» даже об именах: молодая женщина звонит в дверь, входит – что видит (забыли об именах, только глазами) и что делает – как в полицейском протоколе…
При этом и сам поступок Шарлотты, и последующие действия (бездействие) совершенно явно рассчитаны на вполне определенный публичный эффект. Хочу подчеркнуть, что не собираюсь ставить под сомнение мотивы, которые ею двигали. Но вот с точки зрения этих мотивов – последствия поступка оказываются противоположными тому, к чему она судя по всему стремилась, т.е. он оказывается даже не просто бесполезным, а даже наоборот…

Действующие лица

16:04 

Марат и Польша: О двух «польских» романах Жана Поля Марата

«Есть два Марата: Марат, которого знает весь мир, ужасный безжалостный проповедник гильотины, который требовал пятьсот тысяч голов для украшения Алтаря Отечества, не о нем речь; предпочитаю верить во имя чести рода человеческого, что такой негодяй никогда не жил на свете; но есть другой Марат, о существовании которого в настоящий момент никто не подозревает, тот, который был учеником и почитателем Жан-Жака Руссо, друг природы, что стоит большего, чем быть на его манер Другом Народа, ученый автор множества открытий в химии и физике, достойных Ньютона, энергичный писатель, который написал философскую книгу, достойную женевского мыслителя», – заявил в 1847 году в беседе с двумя известными библиофилами Шарлем Нодье и Полем Жокобом Эме Мартен, приобретший у сестры Марата Альбертины рукопись его романа, известного в настоящее время под названием «Похождения молодого графа Потовского. Роман сердца»

20:41 

Думала - все! - а их еще налетело... Тарелочки!

Начнем опять с персоны...
Жорж Жак Дантон



А далее - в хронологической последовательности событий

21:24 

Охота на тарелочки - продолжается!

Не в силах уддержаться, чтобы не запостить здесь еще несколько свежих находок:

прежде всего - Жан-Поль Марат собственной персоной



далее - Байи в Зале для игры в мяч

21:51 

И еще тарелочки - свежие находки

Выношу в отдельный пост - иначе потеряются...



- здесь - представление не требуется ;)

А вот это - погребение генерала Марсо:


19:15 

Еще тарелочки - другие персонажи

Чаще всего мне встречались в сети тарелочки, изображающие Камила Демулена - в тот историчесий момент, когда он позвал парижан идти на Бастилию



они очень похожи одна на другую

Фото тарелки с изображением Сен-Жюста было сделано для меня на проходившей несколько лет назад в Москве выставке подарков Сталину joachim-murat


а другую я впервые увидела в доме Сен-Жюста в Блеранкуре

13:46 

На тарелочках! - с исправлением и добавлением...

Давно уже хочу показать моим читателям небольшую коллекцию "портретных" тарелочек (точнее - их фотографий), что собралась у меня отчасти из сети, отчасти...
Тарелочки разного возраста - есть изготовленые в годы Революции, есть выпущенные к ее столетию, есть современные нам, выпущенные к двухсотлетию и позднее. К сожалению, которым сто лет, а которым - двести - сказать точно не смогу, ну а самые новые вы, полагаю, узнАете!



и еще десяток!
запись создана: 07.05.2013 в 01:06

18:22 

Монтаньяры Филиппа-Огюста Жанрона

Когда-то, показывая своим читателям малоизвестные портреты известных комитетчиков, привезенные из поездок во Францию, я задавалась вопросом об их авторе, об их происхождении. И вот, около года назад такой ответ был найден - благодаря портрету Максимилиана Робеспьера, привлекшему внимание граждан сообщества Vive Liberta

Robespierre

Мне этот рисунок давно и хорошо знаком - он был использован в качестве иллюстрации во втором издании книги А.П.Левандовского "Робеспьер" (М.: Молодая гвардия, 1965; вклейка напротив с.272) с пояснением "современный рисунок", но никогда не приходило в голову связать его с теми тремя, что меня интересовали

19:50 

Две картины из Визиля

На эти две картины мне неднократно доводилось давать ссылки в комментах других журналов, к примеру, вот здесь, но до сих пор так и не показала их у себя. А ведь у меня имеются крупные планы!

Итак, во-первых, картина Альфреда Луде (Loudet, 1836-1898) "Марат", размером во всю стену, не менее чем 3х5 метров


(отсюда, страничка Музея Французской революции с Визиле)

Художник вдохновлялся сценой из пьесы Франсуа Понсара

14:04 

Еще несколько гравюр из книги Амеля

Вот уже довольно много времени прошло с тех пор как я предложила вашему вниманию четыре гравюры из книги Эрнеста Амеля, пообещав со временем показать еще некоторые.
Ну что ж, выполняю, наконец, это обещание!





Эти две гравюры относятся к одному и тому же дню, 30 сентября 1791, последнее заседание Учредительного собрания, по выходе из которого парижане устроили триумфальную встречу Неподкупным Законодателям Робеспьеру и Петиону

Остальные изображения едва ли можно приурочить к какой-либо дате

15:27 

Узнаёте актёра?



UPD. Актер - не в этой роли, в другой, но это фото наиболее близко - показался мне очень похожим на другого, как потом выяснилось, актера, причем не только внешним обликом, но и манерой держаться и мимикой... - вот и пытаюсь понять, мой ли это персональный глюк...

07:54 

Неизвестный портрет Сен-Жюста: хорошая новость!

Неизвестный портрет Сен-Жюста, который я показала пару месяцев назад, приобретен недавно архивом департамента Эна!



Об этом сообщила Анна Кенеде (Anne Quennedey), президент Ассоциации сохранения дома Сен-Жюста (L’Association pour la sauvegarde de la maison de Saint-Just).

19:19 

Гравюры по рисункам Раффе!

Нашла практически полный комплект известных гравюр по рисункам Раффе - тех самых, что иллюстрировали второе издание Ламартиновских "Жирондистов" - в достаточно хорошем разрешении!
Вот достойный пример



(Недостает в комплекте Мирабо - но он есть в несколько меньшем размере вот здесь)

21:42 

Кто узнает - чей портрет?!

Дневник EleonoreD

главная