Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
15:50 

Неизвестный портрет Сен-Жюста?

Встретился мне на просторах инета, у одного аукциониста вот такой рисунок, выставленный в марте 2007

frad00214_000237
(UPD 18.02.15: мне пришлось заменить удаленный из сети рисунок - сохраненной копией большего размера, которая стала предметом обсуждения несколько месяцев спустя)

- и подписанный:

FRENCH SCHOOL, 18 > (France)
Title : Portrait de Louis Saint Just
Category : Drawings
Medium :
: Black chalk, htd with white on beige paper
: Pierre noire, reh. de blanc sur papier beige

- Рисунок очень мелкий, но еще в одном месте обнаружился вариант покрупнее, правда слегка обрезанный

906651200
(UPD 18.02.15: мне пришлось заменить удаленный из сети рисунок - сохраненной копией)>

Rare Portrait Inédit De Saint-Just, Dessin De La Fin Du Xviiie.

Autographes

Très rare portrait inédit de «l'archange de la Terreur», en buste, le cheveu en bataille, la redingote ouverte sur un foulard blanc. Thème : Révolution .
Auteur : Louis Antoine Saint-Just (de) (1767-1794) Conventionnel montagnard, soutien indéfectible de Robespierre avec qui il monte sur l'échafaud le 9 thermidor.

Вы что-нибудь понимаете?! Почему это они его - Auteur - назвали?!!

UPD.
Светлана Юхлина прислала рисунок Сен-Жюста из музея Карнавале

14:54 

Бюст из кафе Прокоп...



Когда в июле 2008 в кафе Прокоп я стала со всех сторон фотографировать гипсовый тонированный бюст, что стоит в небольшой застекленной с трех сторон витрине на площадке между первым и вторым этажом, налево от стола, за которым, как говорят, сиживал некогда Вольтер, и столешница которого была, согласно преданию, повреждена, когда по ней в гневе ударил кулаком Папаша Дюшен



(фото mlle Anais, поведавшей тогда же об этом визите в кафе Прокоп ;))

я и не догадывалась

15:44 

В массовых сценах - не только Максимилиан... Пофантазируем?

Вот уже несколько раз мне доводилось отыскивать в массовых сценах на картинах и в скульптурных композициях - изображения Максимилиана Робеспьера - здесь, здесь, здесь, здесь. В нескольких композициях - здесь и здесь - присутствует и Сен-Жюст; еще в одной - пусть мое предположение и расходится с официальным представлением персонажа на Триумфальной арке в Марселе - с кем прежде всего ассоциируется победа при Флерюсе 26 июня 1794 - с Журданом или с Сен-Жюстом?!

Ну а если еще пофантазировать?!
В очередной раз рассматривая в музее Карнавале картину Шарля Тевенена, изображающую Праздник Федерации 14 июля 1790 года


(фото отсюда)

пригляделась к центральной группе на переднем плане

22:07 

Элеонора - XIX век

С давних времен встречается в сети очень мелкое изображение женской головки, под которым указывается, что это портрет Элеоноры Дюпле. Рисунок по стилю относится к XIX веку (если я в этом что-нибудь понимаю).
И вот - в Национальной библиотеке мне удалось найти фотографию этой гравюры (даже две - фотографии)



покрупнее - с другой фотографии

Но обратите внимание - какая надпись вверху на паспарту фотографии! - вспоминаются самые разные недавние разговоры...

21:16 

19 января. Луиза де Керальо.

Долгое время я считала, что Луиза де Керальо (Кералио), в замужестве Робер, писательница, журналистка и общественный деятель, первая республиканка Франции и со-редактор газеты "Le Mercure National", родилась в январе 1758 - но в последнее время справочники называют датой ее рождения 19 января 1757 - и никаких объяснений тому мне пока найти не удалось...
Ну что ж... Зато удалось найти ее изображение! - в том собрании фотографий в Национальной библиотеки, про которое говорила в предыдущем посте...



и чуть покрупнее

Разумеется, портретным это изображение назвать трудно - но по крайней мере мы можем увидеть, какой ее представляли в начале Революции!
Ведь не было же и этого!


Правда, запрос на Гугль-картинках выдал на днях ссылку на некий немецкий сайт, где утверждается, что Луиза Керальо-Робер - вот

liberte de presse

однако дальнейший поиск привел к источнику картинки, и оказалось, что это рисунок под названием L'ère nouvelle de la presse au début de la Révolution...

20:11 

21 января 1763. Еще Огюстен.

Минувшим летом довелось сфотографировать еще два портретных изображения Огюстена - точнее, варианты тех, что уже показывала:

во-первых - это вариант гравюры по рисунку Франсуа Бонвиля, который сфотографирован в Национальной библиотеке - у них там есть доступное для читателей собрание фотографий имеющихся у них портретных изображений разных исторических лиц - увы, неполное...



заметьте, он отличается от того, что экспонировался в мэрии Арраса в 2008


В музее Давида Анжерского я, разумеется, сфотографировала и медальон с портретом Огюстена



Витрина, в которой он помещен, расположена не самым удачным образом, потому на фото остались блики от стекла - которых гораздо меньше на фото, сделанном в Визиле

19:42 

21 января 1763. Огюстен

Немного с опозданием сообразила, что в нынешнем году ему - 250!

Позвольте по этому поводу показать несколько фотографий его скульптурного портрета, выполненного Клодом Андре Десенем - в Консьержери, где находится этот бюст, он наконец-то правильно подписан!





читать дальше

а также пару фотографий портрета его старшего брата, выполненного тем же автором (музей в Визиле) - оцените фамильное сходство!



читать дальше

11:48 

Бриссо - или? - К идентификации одного портрета...

Этот портрет я сфотографировала в музее Карнавале во второй свой визит в Париж, в мае 2008



- вовсе не потому, что сам персонаж для меня столь уж значим - имеющихся в сети портретов Пьера Бриссо вполне достаточно, однако в Карнавале рядом с портретом - табличка, указывающая на совсем другого персонажа

Ну и кто же, выходит, изображен на известном портрете Пьера Бриссо?!

20:34 

Кого-то он мне напоминает...

Сегодня шумовым фоном шел сериал "Джен Эйр" 1983 года... Шел себе и шел - не первый раз! - и вдруг - поднимаю глаза - и...



- присматриваюсь - дальше и дальше

19:40 

еще одна знакомая композиция




Этот сравнительно небольшой эскиз Питера Пауля Рубенса к картине "Коронация Марии Медичи" я увидела пару лет назад в Эрмитаже. Не знаю, обратила бы на него внимание в богатейшем и роскошнейшем Рубенсовском зале - тем более, что есть там у меня действительно любимая картина, которую могу рассматривать бесконечно

13:07 

что-то знакомое?

Гуглевала вчера картинки - о обнаружила:



Saint Sebastian by Antonio Giorgetti

и напомнило мне это одну известную картину времен Революции, от которой, увы, остались лишь эскизы да сделанная с нее гравюра...

А вам?

10:22 

Неизвестный портрет Филиппа Леба?!

На ebay.fr появился portrait miniature de philippe lebas révolutionnaire français mort en 1794


с таким вот описанием:
portrait ancien sur une petite boite ronde, à l'intérieur il y a une vitre et un morceau de carte à jouer derrière. Sur la bande jaune il est écrit qu'il s'agit de "Philippe Lebas frère de mon grand père député à la convertion en 92"


другие ракурсы

UPD 16.01.13. В связи с тем, что на ebay.fr фотографии исчезают, мне пришлось переместить их к себе...

14:17 

еще Давид д'Анже

Бюст Сен-Жюста, который и был первоочередной целью моего визита в музей Давида д'Анже, стоит в галерее на хорах - для создания музея было использовано здание старинной полуразрушенной церкви



Стоит он в компании Пьера Клода Дону и Андре Шенье



Однако мой взгляд при подъеме на хоры зацепился прежде всего за бюсты, стоящие напротив, точнее, за один из них

00:16 

К 25 августа: Давид д'Анже

Известно, что выдающийся французский скульптор Пьер Жан Давид, обыкновенно именуемый Давид д'Анже, или Давид Анжерский, автор более чем пятисот портретных медальонов, а также бюстов не только своих современников, но и персонажей исторических, среди которых немало деятелей Великой французской революции, создал и два изображения Сен-Жюста.
Известно также, что по меньшей мере одна бронзовая отливка созданного им бюста Сен-Жюста попала в Россию, привезенная Владимиром Ивановичем Танеевым





Полмесяца назад мне довелось добраться до родного города скульптора, посетить его галерею и увидеть оригинал

Однако оказывается, существует еще по меньшей мере одно портретное изображение Сен-Жюста, созданное Давидом д'Анже - это барельеф "Флерюс" на Триумфальной арке в Марселе, модель которого также представлена в галерее скульптора

20:43 

25 августа. Пантеон.

Зашел на днях разговор о памятниках - о том, нужен ли в Париже памятник Робеспьеру и Сен-Жюсту - и мне вспомнилось, что такой памятник, вообще-то, существует... Ну, не им персонально...
Но давайте зайдем в Пантеон, на фронтоне которого начертано: "Великим людям - благодарное отечество". В глубине пространного помещения, прямо напротив входа вы увидите многофигурную скульптурную группу - "Национальный Конвент", созданную в первой четверти ХХ века скульптором Франсуа-Леоном Сикаром (доступные источники указывают дату от 1913 до 1924 гг.):



Поскольку сегодня - день рождения Антуана Сен-Жюста, обратим внимание сначала на группу справа от центральной скульптуры (Конвент - la Convention - олицетворяет женская фигура с мечом в руке), символизирующую военные победы молодой Республики:



Фигуры солдат - достаточно условны, у них нет имен, однако во главе их всадник, черты которого вполне узнаваемы (нынешним летом мне удалось, наконец, сделать несколько достаточно четких фотографий!) - и это, несомненно, Сен-Жюст

16:34 

Москва-Питер-Париж-Питер-Москва

Буду в Москве с 20 по 29 июля и 17 августа, в Питере - 30 июля и 15-16 августа. Доступна для контактов

13:37 

Мне прислали стихи!

Предложение.

На улице Сентонж в квартире бедной
Сидит, весь погруженный в размышленья,
За письменным столом мужчина бледный.
Как стоит отвечать на предложенье?

Они просили жить у них остаться.
Их искренность была так неподдельна,
Что не сумел я сразу отказаться,
Плененный добротою беспредельной.

Я знаю, что чисты их побужденья,
Мне показалось, что обрел семью я.
Боюсь тем больше злоупотребленья:
Оставшись с ними, ими я рискую.

В опале я – тут вовсе нет секрета,
Но если б и забыть про ту заботу,
Преграда для меня – не только это,
Мне дико утруждать, стеснять кого-то…

Однако – искушение огромно!
Рассудка голос уж почти не слышен.
В укладе их всё просто, честно, скромно,
При этом всё таким уютом дышит!

А впрочем, пóлно, дело не в укладе,
А только в Ней, которую там встретил.
Я не могу забыть об этом взгляде,
Он в этот миг затмил мне всё на свете.

Я, право, сам не знаю, что со мною.
В аду, на небе побывал в тот день я.
Всё началось кровавой пеленою,
А завершилось счастья обретеньем.

Судьбою мы назначены друг другу,
И суждено нам быть навеки вместе.
Нашёл я разом и любовь, и друга.
Похоже, сердце разум перевесит…

Опасность мы преодолеть сумеем.
Мне будет рядом с нею всё по силам!
Я больше ни о чём не пожалею,
Меня не испугает и могила!

Текут судьбы неведомые реки,
Она порой играет дивно с нами…
Я думал – ухожу от них навеки,
А вышло, что вернулся за вещами.

                                                            16.05.2012.
                                                        Елена Критская

(публикую эти стихи с разрешения автора)

23:36 

La fête de l'Être suprême, 20 prairial an II (8 juin 1794)

22:40 

Беда в Блеранкуре...

Вчера вечером в результате пожара пострадал дом Сен-Жюста в Блеранкуре.
Le musée de Blérancourt ravagé hier soir par un incendie



здесь пожар еще только начинается...

В соседнем дворе готовили барбекю; от огня взорвался газовый баллон; пожар перекинулся на дом Сен-Жюста. Ущерб пока точно не установлен.

Nuit tragique à l'office de tourisme de Blérancourt - на официальном сайте Блеранкура - несколько уже ночных фото



UPD.

Ночью пришло письмо от Анны Кенеде, председателя Association pour la sauvegarde de la maison de Saint-Just, с первичной информацией о потерях. Пока даю ссылку на англоязычное жж-комьюнити, где тоже сообщается о пожаре, и автор поста приводит текст письма Анны по-французски и в переводе на английский

и - одно из дневных послепожарных фото с Блеранкурского сайта


05:53 

Флоранс Готье разрушает стереотипы

В моей библиотеке - новые поступления! Эксклюзив!

Во-первых, предлагаю вашему вниманию перевод статьи известного французского историка Флоранс Готье Женщины в публичном пространстве: Политика демократической галантности в представлении Робеспьера (2009). Автор предлагает достаточно неожиданный для нашего читателя взгляд на проблему, связывая культуру галантности - которую не следует смешивать ни с либертинажем, ни с учтивостью - и распространение в обществе представлений о равенстве сословий и равенстве полов; она ломает привычные многим стереотипы - позволяя взглянуть на проблему под несколько иным углом, чем в уже знакомой вам статье «У народов действительно свободных женщины свободны и окружены любовью» (vertu и гендерные стереотипы робеспьеристов: идеал и действительность) (2008).

Еще одну статью Флоранс Готье - Робеспьер – создатель теории Прав человека и гражданина своего времени (1994) - я выкладывала прошлым летом в ЖЖ - и теперь, наконец, помещаю в Библиотеку в слегка отредактированном и основательно откомментированном виде. В этой статье автор еще не обращается к концепции классического республиканизма, но поднимает проблемы, свойственные этому подходу; замечу, что тоже самое можно сказать и о написанной тогда же статье А.В. Гордона Иллюзии-реалии якобинизма (1995). Ср.: М.А. Филимонова "Классический республиканизм в американской и французской революциях" (2004)

В этой статье Флоранс Готье, наряду с многим другим, говорит о том, что, вопреки устоявшимся представлениям, принятый 14 июня 1791 г. закон, запрещавший профессиональные объединения и совместные выступления рабочих (закон Ле Шапелье) не действовал непрерывно до 1864 г., а, связанный с т.н. Военным законом, был вместе с ним отменен при якобинцах (23 июня 1793 г.) и вновь восстановлен два года спустя в Конституции 1795 г. Аргументация Ф.Готье не убедила Юлию Гусеву, которая написала по этому поводу небольшую статью Из истории французского антирабочего законодательства: К вопросу об отмене закона Ле-Шапелье (2010).

Наконец - еще один знакомый читателям текст - известная статья Хилари Мэнтел Робеспьер: 'Что это за человек – и что это за толпа женщин вокруг него!' (2000) - но здесь восполнены несколько лакун, имеющихся в превосходном переводе Г.Маркова, которые составляют примерно десять процентов текста, причем пропущены были фрагменты, имеющие особенно личный характер.

(переводы - мои)

Дневник EleonoreD

главная