Мой дом в Интернете - Гостиная Элеоноры Д.

Информация об обновлениях и не только - в ЖЖ с тем же названием - Гостиная Элеоноры Д. - Оставлять там комментарии, задавать вопросы можно и без регистрации.

С марта 2012 записи в обоих журналах дублируются

UPD 12 августа 2015: пару недель назад хостинг, где располагалась моя Гостиная, закрылся; ищу теперь новое место, где можно было бы ее разместить. Все материалы сайта в полной сохранности, и доступны на созданном несколько месяцев назад "зеркале" - размещение которого не очень удобно, поэтому пока его адрес не публикую; однако каждый, кто заинтересован, может написать мне, и я сообщу где он находится...
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
00:56 

19 августа

Сегодня, 19 августа, в городе Десиз, на площади, носящей имя Сен-Жюста, состоялось торжественное открытие мемориальной доски на стене дома, в котором он родился (да-да! дом сохранился, и имеет свою историю) - по возвращении расскажу подробнее...

02:18 

Термидор...

10:20 

13 июля. Марат

Предлагаю вниманию моих читателей историческую драму Игоря Луковского "Марат".
Для подавляющего большинства современных читателей образ заглавного героя окажется совершенно неожиданным, но мне он видится весьма близким к тому, каким был в действительности человек по имени Жан-Поль Марат.
Среди персонажей пьесы вы встретите - редчайший случай! - Анжелику Кауфман.
Те, кто сочувствует жирондистам, наверняка не согласятся с истолкованием образа Бриссо, - но имейте в виду время создания пьесы - 1954...
Наконец, обратите внимание на то, как автор, сочувствуя Марату, не делает чудовища из Шарлотты Корде! - В современной нам российской литературе абсолютно преобладает героизация образа убийцы за счет изображения Марата отпетым негодяем, чудовищем и т.п., в советской же литературе, напротив, одним из элементов героизации жертвы убийства было превращение Шарлотты в фанатичную роялистку...

(как обычно - если ссылка сразу не откроется - копируем ее или же нажимаем повторно!)

19:34 

6 мая! Максимилиан

portrait_de_robespierre85283

Сегодня с утра прочитала прекрасное:
"День рождения наиболее исследуемого и наименее постигаемого революционера.
Среди них, опередивших свое время, нет фигуры человека, который в большей степени опередил бы и самого себя. Он не был рожден для прекрасного-гибельного пути революции, она выбрала его сама. Можно по-разному относиться к его решениям и взглядам, но можно ли судить о ее выборе? Кому дано знать, что стоил этот выход за границы своей личности. Известно только, что он исполнил свой долг.
"

В свою очередь - хочу поделиться:
- Жорж Лефевр.
Памяти Максимилиана Робеспьера // Новая и новейшая история. 1958. № 3. С. 127-132.
- Федор Раскольников.
Робеспьер. Драма. 1931.
- Станислава Пшибышевска.
Термидор. Перевод с английского выполила тереза-с-севера - ранее этот перевод выкладывался ею в блогах, теперь размещен стационарно
(традиционно - если ссылки приводят не туда - повторите!)

- Уже после того как в октябре я сообщала о выходе на русском языке перевода другой драмы Станиславы Пшибышевской, "Дело Дантона", обнаружила, что имеется еще один, опубликованный в журнале "Современная драматургия" № 1 за 2015 год; перевод очень интересный, но к сожалению, переводчик, Натэлла Башинджагян, почти вдвое сократила текст пьесы, не уведомляя об этом читателей. Разумеется, эти сокращения - целых сцен! - сильно влияют на общее восприятие пьесы. Однако благодаря той же Натэлле Башинджагян, которая сопроводила свой перевод небольшой статьей, посвященной Станиславе Пшибышевской, читатель может составить некоторое представление об авторе.
Прочитать эту статью можно здесь; а вот здесь - приобрести за символическую сумму номер журнала с пьесой.
Судя по тому, что Натэлла Башинджагян пишет в своей статье, это тот самый перевод, выполненный еще в 1989 г., который можно найти в электронном каталоге Театральной библиотеки СанктПетербурга...

10:30 

Реабилитация жертв репрессий против Парижской Коммуны 1871 года

В минувший вторник, 29 ноября 2016 года Национальное Собрание Франции приняло резолюцию, согласно которой "Франция полностью реабилитирует роль этого исторического периода в борьбе за политические и социальные права, лежащие в настоящее время в основании нашей Республики, [...] полностью реабилитирует коммунаров и устанавливает национальный день памяти этого события" (145 лет прошло! - до сих пор дни памяти Коммуны постоянно отмечали в последних числах мая левые политические партии и движения - я упоминала об этом полтора года назад)

Cimetière_du_père_Lachaise_'Aux_morts_de_la_Commune'_21-28_mai_1871_

L'Assemblée nationale a adopté le 29 novembre une proposition de résolution par laquelle "la France réhabilite pleinement la Commune et le rôle de cette période de l’histoire dans la conquête des droits politiques et sociaux aujourd’hui au fondement de notre République, [...] réhabilite pleinement les communards [et] organise une journée de commémoration nationale à ce sujet." - сообщает французский исторический портал "L'Histoire"

Протокол заседания Национального Собрания можно посмотреть здесь. (Я еще не успела прочитать его целиком, но при беглом просмотре заметила, как депутат от Вандеи Yannick Moreau в своих возражениях против этого предложения апеллирует к 1793-94, не обращая внимания на возражения, что это к теме обсуждения не относится, и не гнушаясь воспроизведением некоторых мифов)

21:05 

"Дело Дантона": прекрасная новость!

Издательством "Текст" выпущена пьеса Станиславы Пшибышевской "Дело Дантона" в переводе Нины Ставрогиной.



Читатели моей библиотеки уже могли познакомиться с выполненным ею переводом пьесы датского драматурга Карла Гьеллерупа "Сен-Жюст" (если эта ссылка сразу не открывается, повторите или перезагрузите ее!).

Теперь, наконец, и русский читатель может познакомиться с этой знаменитой драмой Станиславы Пшибышевской - познакомиться, и увидеть, в чем принципиальное различие между тем, что она написала - и тем, что снял по мотивам ее пьесы
Анджей Вайда!

Приобрести книгу можно, к примеру, в интернет-магазине "Лабиринт"

10:38 

На ebay - теперь и Дантон!

Вчера на ebay был продан весьма занятный предмет:

$_57_1236a

RARE SCULPTURE CARICATURE
en terre cuite

Pot à tabac ou projet de la 2ème moitié du XIXème
terre cuite d'atelier - pièce unique
artiste anonyme - aucune signature

dans le goût des oeuvres de Jean-Pierre Dantan (1800-1869)
Quelques ressemblances avec la tête du révolutionnaire Georges Danton (1759-1794)...

Dimensions:
Hauteur: 17 cm
Diamètre base: 13,5 cm
Poids: 1 kg 400

настольная терракотовая табакерка, несколько напоминающая голову Дантона
Вот еще несколько фотографий

Там есть и еще - можете посмотреть по ссылке...

Мне эта табакерка напомнила многочисленные терракотовые миниатюры-шаржи, которые делал Оноре Домье с своих известных современников - к примеру, вот эти из музея Карнавале

...Похоже, однако, в середине XIX века кто-то очень сильно *любил* Дантона...

08:45 

И вновь у нас ebay!

В конце августа на ebay был продан весьма интересный рисунок:

1227

Лист с рисунком большого размера - 69,5 cm par 49,5 cm - имеет подпись: "DESSINE PAR C.-L. DESRAIS EN 1794".

Портрет явно срисован с хорошо нам знакомого оригинального большого рисунка физионотрасом

Несколько дней назад на ebay появился еще один портрет:

1224a

"Tableau XVIIIÈME Portrait avocat gentilhomme juriste Robespierre ?" - пишет продавец, не утверждая категорично (в отличие от многих других!), что это именно Робеспьер... - Но ведь похож! действительно похож! - и кроме того, состояние самого артефакта, явно извлеченного со старого чердака, где некогда холст натянутый на раму (54 cm x 65,5 cm) использовался для утилитарных хозяйственных нужд... - нетрудно предположить, что был заброшен на чердак, когда изображенный на нем персонаж их почитаемого героя превратился в презираемого злодея, чьи изображения хранить небезопасно...

Вот еще два изображения - в более крупном масштабе

(все изображения кликабельны!)

19:29 

Сен-Жюст и армия

Хотя Луи-Антуан Сен-Жюст и не является военным деятелем Великой Французской революции, роль, которую он сыграл в организации обороны Франции во II году Республики, в создании боеспособной армии нового типа, была весьма значительна (могла бы сказать - неоспорима, - если бы она не оспоривалась некоторыми из его коллег!).
Те, кому интересен этот сюжет, могут найти в Рунете кое-какие весьма интересные материалы, к примеру, в библиотеке Vive Liberta:
- Альбер Собуль О миссии Сен-Жюста в Рейнскую армию (брюмер II года Республики) (1960). — статья с публикацией потрясающей силы человеческого документа - составленного Сен-Жюстом post-factum по памяти реестра его постановлений и посланий за первые три с половиной недели миссии в Рейнскую армию
- Лариса Морщихина. Военная деятельность Антуана Сен-Жюста - интернет-публикация 2000 г., достойная быть не только сетевой
- Рассказ Вилли Бределя Комиссар Рейнской армии (Новый мир, 1939, № 8) - к сожалению, в данный момент не доступен в этой библиотеке...

Еще одна статья:
- Чупрун Н.И. Сен-Жюст и организация обороны Франции в 1793 г. (1956) — на персональном сайте ее автора.

Сегодня добавляю к ним две статьи Анатолия Петровича Левандовского:
- «Свобода должна победить...» (Миссия Сен-Жюста в Эльзасе) // Человек и закон. 1981. № 9. С. 114-127
- Арденнская миссия Сен-Жюста // Вопросы истории. 1982. № 7. С. 115–121
(если ссылки сразу не откроются, обновите или повторите их)

И еще небольшой этюд:
Т.А. Черноверская.
Сен-Жюст в армии

23:01 

25 августа! 249!

Начнем сегодня с портрета!

StJ_lit_neuve

...литография кажется вроде бы уже знакомой - и в то же время - не совсем...

Впечатление вас не обманывает! - эту литографию я сфотографировала около месяца назад в Национальной Библиотеке в Париже, и она определенно связана с той, что я показала здесь прошлогодним летом - Вот! Смотрите!

...на самом деле у меня припасено еще кое-что к дате - но это уже завтра!

21:03 

Интересная статья о Робеспьере-адвокате!

Собственно, начать надо с того, что выпуск "Французского Ежегодника" за 2015 год целиком посвящен Великой Французской революции!

Среди опубликованных в нем статей мое внимание, естественно, привлекла прежде всего статья Эрве Лёверса
"От защиты «обездоленных» к защите «народа». Путь адвоката Робеспьера". Автор - один из редакторов журнала Annales historiques de la Révolution Française, опубликовал в позапрошлом году новую научную биографию Максимилиана Робеспьера, в которой гораздо более внимания, чем обычно, уделено дореволюционному периоду его жизни, в особенности 80-м годам, его адвокатской практике, участию в работе Академии Арраса и пр.

Переведенная на русский статья как раз и посвящена этому периоду. Эрве Лёверс представляет читателю профессиональную адвокатскую деятельность Робеспьера в контексте и в неразрывном единстве с его общественной деятельностью, - и поскольку автор попутно знакомит читателя с некоторыми специфическими чертами судебной практики Франции конца Старого порядка, его герой предстает перед русским читателям в совершенно неизвестных дотоле качествах.

Те, кого заинтересовала эта статья, могут познакомиться с ней в Электронном научно-образовательном журнале "История", где в №1 за 2016 год размещены материалы "Французского Ежегодника". - Подписка на этот журнал платная, но зарегистрировавшись на его сайте, вы получаете право скачать пять статей бесплатно!

С сожалением замечу, однако, что перевод статьи оставляет желать лучшего - вследствие, полагаю, главным образом того, что переводчик "не в теме" и реалий Старого порядка в целом, и биографии Робеспьера в частности.
Впрочем, это мое личное мнение.

19:50 

Две картины из Визиля

На эти две картины мне неднократно доводилось давать ссылки в комментах других журналов, к примеру, вот здесь, но до сих пор так и не показала их у себя. А ведь у меня имеются крупные планы!

Итак, во-первых, картина Альфреда Луде (Loudet, 1836-1898) "Марат", размером во всю стену, не менее чем 3х5 метров


(отсюда, страничка Музея Французской революции с Визиле)

Художник вдохновлялся сценой из пьесы Франсуа Понсара

09:44 

6 мая! Максимилиан

Robespierre_par_Delaplace

Полагаю, мне удалось достаточно убедительно продемонстрировать, что этот превосходный рисунок - портрет Робеспьера, выполненный Жаком Делапласом в 1790 году...



Терракотовый бюст работы Клода-Андре Десеня, выполненный весной 1792, я показывала неоднократно, но вот в этом необычном ракурсе специально сфотографировала его в Визиле позапрошлым летом

chambre de Robespierre

Эта цветная версия известного рисунка была опубликована в 2008 году в книге Cinquante portraites de Robespierre: peintures, sculptures, gravures, medaillons avec notices / Les Amis de Robespierre (A.R.B.R.). Arras: Les Amis de Robespierre, 2008 - как-нибудь познакомлю вас с интереснейшими изысканиями Антони Паскаля относительно дома Дюпле и комнаты Робеспьера...

17:09 

25 августа. Рисунок Лакоши - или старинный медальон...

Этот железный чеканный медальон ( fer, frappé ) я встретила на Joconde достаточно давно

m015509_0004408_p

Согласно информации Музея фаянса г. Невер автором этого медальона является гравёр Жан Бертран Андриё (ANDRIEUX Jean Bertrand, Bordeaux, 1761 ; ?, 1822), и датируется работа последней четвертью XVIII в. (4e quart 18e siècle)
В нижней части медальона - невидимая на фото курьезная надпись курсивом: ARRIVEE DU ROI A PARIS...

Мне этот медальон напомнил одну гравюру середины XIX в.

Между прочим, г. Невер, в музее которого хранится этот медальон, - столица провинции Ниверне (и главный город департамента Ньевр), а именно в этой провинции находится городок под названием Десиз...
И еще - на Галлике, среди портретов артистов, оказался единственный (в этом оцифрованном собрании!) пейзажный рисунок Лакоши:

N7741168_JPEG_1_1DM
(кликабельно)

Узнаёте?! - Château de Coucy...

00:05 

Термидор...

сканирование0013

12:08 

...об одном интересном портрете - и о том, как работал Франсуа Бонвиль

Этот портрет попал мне на глаза каким-то совершенно невероятным образом по ходу обсуждения вестиментарных привычек некоторых граждан - в связи с загадками портретов и автопортретов Дюкрё



- Невероятным, потому что повторить путь поиска, еще раз выйти через поисковую систему на страницу сайта японского университета, где этот портрет был в 2009 году представлен на выставке, мне больше не удалось...

Портрет определённо в близком родстве с известной гравюрой Бонвиля - но о работе самого Бонвиля поговорим особо!

И вот в контексте всего этого невольно возникает вопрос, а что если напоминающая карандашный рисунок литография, которую я поместила в начале, никакой не XIX век, что если именно она и является тем самым прототипом? - Мне очень трудно представить, чтобы на основе жесткой Бонвилевской гравюры мог быть создан столь мягкий портрет, который с каждым днем мне представляется все более "правильным", и который, к тому же, замечательно коррелирует с другими прижизненными портретами Сен-Жюста



...вот я его "отразила" и поставила в ряд с малоизвестным рисунком Перрена и с портретом работы Грёза



...вот - поставила рядом с портретом работы Адель Романе, именуемой Романи (который ранее приписывался Давиду)

4_StJ_4

...вот - в ряду с еще тремя портретами - не столь уже впечатляюще, но один из портретов тоже редко встречается

22:44 

14 июля! Площадь Республики

republique_

Ровно 135 лет назад, 14 июля 1880 года, когда Французская Республика впервые отмечала эту дату как главный национальный праздник, связанный одновременно с двумя знаковыми событиями в истории страны, взятием Бастилии 14 июля 1789 и Праздником Федерации, днем единения французской нации 14 июля 1790, - на Площади Республики в Париже был открыт этот колоссальный монумент. Решение о его создании было принято Национальным собранием годом ранее; работу над монументом поручили архитектору Шарлю Морису и его брату скульптору Леопольду Морису.
Когда-то я показывала два барельефа с историческими сценами, украшающие постамент памятника; сегодня же хочу показать все двенадцать

07:50 

Доминик Виван Денон: авто_портреты (только?)

Как и многие другие художники, Доминик Виван Денон довольно часто рисовал самого себя. Большая часть рисунков, которые я сегодня показываю, подписаны как его автопортреты (к примеру, номер 1), - но не все, и то, что таким образом не подписано, показалось мне на них похожим - и в то же время не совсем...

1.
Vivant.denon.par.lui.meme

и ещё шесть портретов

Как вы думаете, на всех ли семи рисунках изображен один и тот же человек? Если нет, то где - не-Денон? И кто, в таком случае, это может быть?

(почти все портреты кликабельны; ссылок по понятным причинам на сей раз не даю!)

20:29 

портреты и автопортреты: Франсуа-Жозеф Дюкрё

...не менее интересной загадкой является то, каким образом некоторые из автопортретов Дюкрё стали идентифицировать как портреты Робеспьера... - написала я, заканчивая рассуждения о неизвестном ранее портрете Максимилиана Робеспьера.

Речь прежде всего вот об этом портрете - как он был опубликован в книге Ипполита Бюффенуара (Buffenoire H. Les portraits de Robespierre. Paris: Leroux, 1909)

Plate05.jpg~original

Картина, подписанная как портрет Робеспьера работы Грёза, находилась тогда в коллекции лорда Розбери, однако сам Бюффенуар, публикуя его, выказывает некоторые сомнения относительно персоны на портрете (si c'est bien lui), а Дж.М.Томсон, автор одной из лучших и по сей день биографий Робеспьера (Thompson J.M. Robespierre. T. 1-2. Oxford, 1935), вообще задается вопросом, Робеспьер ли это (but is it Robespierre?). Тем не менее, и по сей день монохромная фотография этого портрета демонстрируется как портрет Робеспьера, украшая в данный момент даже статью в русскоязычной Вики...

Мысль о том, что эта картина на самом деле является автопортретом Франсуа-Жозефа Дюкрё, принадлежит не мне!

(UPD 11 мая 2015. Оказывается, еще сто лет назад, в 1913 Луи Откёром было сделано замечание, что это автопортрет Дюкрё, а не портрет Робеспьера:
"Le «portrait de Robespierre» reproduit dans le livre, d’ailleurs fort agréable, de M.C. Mauclair sur Greuze n’est autre que le portrait de Ducreux par lui-même de la collection Ed. André." -
Louis Hautecoeur. Greuze. - Paris: Félix Alcan, 1913.. P. 141, note.
Откёр говорит о книге Camille Mauclair. Jean-Baptiste Greuze. Paris: H. Piazza et Cie, 1905.)

Откуда же тогда - Грёз и Робеспьер?

А может - все это просто плод моей фантазии...
Как вы думаете?

09:22 

6 мая - десять лет назад...

...это были первые записи в журнале, созданном в связи с открытием сайта-Гостиной.
Сегодня - объединяю их в одну.


Имя его давно уже стало символом, частью мифа, мифом...
И за этим мифом теряется - сам человек...
Но был - Человек.
Какой он был...

6 мая
К этому дню мне хотелось бы поместить здесь три небольших текста - свидетельства современников и историка, принадлежавшего к следующему поколению - как может быть повод для размышлений...

1. Это имя действительно стало символом, знаком, частью мифа... И этот миф начал складываться еще при его жизни, о чем свидетельствует в частности вот это письмо:

Из письма к отцу
Юстус Эрих Боллман, 1769 г. рожд. Гамбург, 4 января 1794 г.

2. Баррас – о Робеспьере перед Термидором.

3. Полувеком позднее, в 1847 году, Альфонс де Ламартин такими словами заканчивал свою "Историю жирондистов"

Дневник EleonoreD

главная