О «реконструкции» физического облика Максимилиана Робеспьера
Часть первая. Маска - Часть вторая. "Реконструкция" - Часть третья. "Диагноз"
(une peinture de Robespierre, réalisée au Canada par Marie Lasbleiz – рисунок, выполненный непосредственно на фотографии маски Робеспьера в качестве своего рода художественного ответа на эту «реконструкцию»)
В середине декабря 2013 года сначала во французских СМИ, а затем и за рубежом, в том числе в России, появилась информация о 3D реконструкции «подлинного облика» Максимилиана Робеспьера – на основании маски, якобы снятой с его головы после казни Мари Грошольц (Гросхольц), будущей мадам Тюссо. Сообщение, сопровождавшееся фотографией полученного результата
Осторожно, под морем отрубленные головы
фотографией полученного результата,
вызвало достаточно широкий резонанс и весьма неоднозначную реакцию – достаточно обратить внимание на некоторые заголовки сетевых публикаций:
- La reconstitution du visage de Robespierre révèle les traits d'un psychopathe!
- Злой гений Революции Робеспьер был зомби еще при жизни
или
- Faux masque en 3D et authentiques calomnies antirobespierristes
- «Recapitation» de Robespierre - Quand la science perpétue l’imagination monstrueuse
- Pourquoi la reconstitution du visage de Robespierre énerve les historiens
Замечу попутно, что в последующих публикациях результат «реконструкции» уже не выглядит столь отталкивающе – но об этом отдельный разговор…
Часть первая. Маска.
Реконструкция физического облика Робеспьера была осуществлена на основании гипсовой маски, хранящейся в музее Греви в Экс-ан-Прованс,
а также аналогичного артефакта из музея естественной истории в Париже
(оба изображения появились в сетевых публикациях лишь 20 декабря, а до того демонстрировалась лишь фотография столетней давности; замечу также, что до публикации в «Ланцете» в наименовании местонахождения исследуемого артефакта наблюдалась крайняя путаница).
Филипп Фрош, создатель 3D модели утверждает, что это - копия посмертной маски, снятой Мари Грошольц. Более того, в сообщениях об этой реконструкции утверждается, что во время французской революции мадам Тюссо было поручено снимать маски с известных людей приговоренных к гильотине. Не до казни, а после – с отрубленных голов. Мари Тюссо собственноручно снимала с них посмертные маски, и через несколько дней любой желающий мог увидеть "живого" казненного в ее галерее...
К сожалению, никто - даже среди критиков - почему-то не вспоминает, что этот рассказ находится в непримиримом противоречии с действительной политикой властей – с тем, что со времен казни бывшего короля французов, чьи останки были засыпаны негашеной известью, дабы никто и никогда не смог сделать из них реликвию, объект для поклонения, те же самые меры предпринимались и в отношении всех казненных политических преступников. Но вдобавок к этому общему правилу 10 термидора на сей счет Комитетами Конвента было отдано специальное распоряжение.
Ну вот и всё. У подножия гильотины трупы были сложены в тележки, головы – в отдельный ящик, и процессия двинулась от площади Революции к кладбищу Эрранси, что у заставы Монсо. Дверь в городской стене открылась, пропуская телеги и комиссара полиции, и тут же захлопнулась. Никаких зрителей. Никаких посторонних не должно было оказаться у этой могилы. Никто не должен был узнать, куда положили тела.
Похороны двадцати одного казнённого 10 термидора – сто девяносто три ливра, включая стоимость извести – извести, которая сожжет их, "чтобы воспрепятствовать обожествлению" когда-нибудь. И семь ливров – для ровного счёта – могильщикам…
Таким образом, весьма сомнительной оказывается уже сама возможность доступа Мари Грошольц к телам казненных и тем более – возможность снятия посмертной маски.
Но даже если предположить, что это ей каким-то невероятным образом удалось, и в созданном ею Музее восковых фигур в Лондоне экспонируется такая посмертная маска – артефакт, с которым работал Фрош, не может являться ее копией! – Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить фотографии «гримированной» маски, в разное время сделанные в музее мадам Тюссо
фото начала ХХ века из альбома Ипполита Бюффенуара
фото 60-х годов
современное оформление
При внимательном рассмотрении на каждой, вне зависимости от характера оформления, можно заметить складочки на веках – параллельную краю века на левом и неровную несколько выше расположенную на правом (на других гримированных масках - этой и этой - тоже заметно) – складочки, отсутствующие на артефактах, с которыми велась работа:
(Эта фотография начала ХХ века использовалась Фрошем для демонстрации соответствия ей - выполненной им "реконструкции"...
Замечу попутно, что маска, по фотографии которой сделан рисунок, помещенный в начале поста, возможно является еще одним артефактом:
- если только это не современный копиист добавил линию по верхнему краю глаза)
Кроме того, очевидно, что эта маска не отражает лицевых повреждений, полученных Робеспьером в результате огнестрельного ранения (в какой мере отражает их - и отражает ли вообще - маска из музея мадам Тюссо - из-за грима сказать практически невозможно): Фрош, отвечая оппонентам ссылается на врачебный отчет о перевязке, в котором указывает на малый размер раны, не обращая внимания на манипуляции, произведенные хирургами:
Обмыв раненому лицо, мы увидели прежде всего отёк во всё лицо, особенно заметный слева (со стороны раны); а также повреждение кожи и синяк под глазом с той же стороны. Пуля вошла на уровне рта, в дюйме от угла губ. Поскольку пуля прошла наискось, снаружи внутрь, слева направо, сверху вниз, и рана проникала в рот, пуля повредила кожу. соединительные ткани, треугольные мышцы, щёчную мышцу и т.д. Просунув в рот палец, мы обнаружили перелом с осколками в углу нижней челюсти и удалили клыки, первый моляр и несколько осколков кости из этого угла; однако проследить ход раневого канала нам не удалось, и мы не нашли ни выходного отверстия, ни пули. Мы даже считаем, судя по малому размеру раны, что пистолет был заряжен только дробью.
Более того, совершенно забытыми оказываются и обстоятельства самой казни, то, что в последний момент палач сорвал повязку, поддерживавшую разбитую челюсть, и у отрубленной головы должен быть широко разинутый рот.
Между тем реконструкторы настаивают, что работали именно с посмертной маской: в интервью газете «Прованс», данном за два месяца до предъявления публике окончательного результата, Филипп Фрош ссылается на «топографию лица», удивляясь при этом выраженности мускул лба... – Медики меня поправят, но у меня создается впечатление, что он не столько решает задачу, посмертная маска или прижизненная, сколько убеждает себя и других, что посмертная...
Дело в том, что имеется версия существования прижизненной маски Робеспьера: около 1816 года появилось свидетельство о том, что маска Робеспьера была в личной коллекции Доминика Виван-Денона, первого директора музея Лувра (а коллекция у Виван-Денона была, и прелюбопытная, и не лишённая "макаберных" экспонатов). Гипсовый слепок головы Робеспьера и правда присутствует в описи его имущества, сделанном в 1826 году, после смерти владельца, под номером 632 с курьёзной подписью, гласящей, что маска снята перед смертью. (Отголоски этой истории тоже всплывают до сих пор, есть вероятность, что именно отсюда родом странная легенда о том что та же мадам Тюсо снимала с Робеспьера прижизненную маску.) Кроме того, скульптор Давид д'Анжер упоминает, что Гудон снял прижизненную маску Робеспьера, но свидетельства того, что он когда-либо делал его портретный бюст, нет.
И у меня есть некоторые основания полагать, что артефакт, с которым работал Филипп Фрош – действительно является маской Робеспьера, только не посмертной а прижизненной.
Дело в том, что вопреки утверждению и самого Фроша, и его оппонентов, существует профильный портрет Робеспьера, карандашный рисунок (он хранится в Версальском замке), на котором совершенно отчетливо и четко запечатлены оспинки на его лице
(к сожалению, репродукции, которые удалось найти в сети, не передают этого в полной мере).
Но интересен он не только этим! Давайте сравним его с еще одним редко встречающимся гравированным портретом – физионотрасом:
Совершенно очевидно, что карандашный рисунок является прототипом этой гравюры. То есть перед нами, судя по всему, тот самый первичный рисунок, в котором, благодаря используемому техническому приспособлению, оказывается возможным запечатлеть черты портретируемого с предельной точностью, – а это, в свою очередь, позволяет сопоставить расположение оспинок на профильном портрете и на маске! – И мне кажется, даже при недостаточном качестве изображений можно говорить об их совпадении, и следовательно, мы имеем два самостоятельных артефакта, позволяющих действительно реконструировать физический облик Максимилиана Робеспьера – и можно с уверенностью утверждать, что он будет отличаться от версии, предложенной Филиппом Фрошем.
А потому - ставлю копирайт (с)А потому - ставлю копирайт (с) - и повторю его в первом комменте, где невозможно изменить время и дату
Максимилиан Робеспьер: маска и лицо. Часть первая. Маска
О «реконструкции» физического облика Максимилиана Робеспьера
Часть первая. Маска - Часть вторая. "Реконструкция" - Часть третья. "Диагноз"
(une peinture de Robespierre, réalisée au Canada par Marie Lasbleiz – рисунок, выполненный непосредственно на фотографии маски Робеспьера в качестве своего рода художественного ответа на эту «реконструкцию»)
В середине декабря 2013 года сначала во французских СМИ, а затем и за рубежом, в том числе в России, появилась информация о 3D реконструкции «подлинного облика» Максимилиана Робеспьера – на основании маски, якобы снятой с его головы после казни Мари Грошольц (Гросхольц), будущей мадам Тюссо. Сообщение, сопровождавшееся фотографией полученного результата
Осторожно, под морем отрубленные головы
следовательно, мы имеем два самостоятельных артефакта, позволяющих действительно реконструировать физический облик Максимилиана Робеспьера – и можно с уверенностью утверждать, что он будет отличаться от версии, предложенной Филиппом Фрошем.
А потому - ставлю копирайт (с)
Часть первая. Маска - Часть вторая. "Реконструкция" - Часть третья. "Диагноз"
(une peinture de Robespierre, réalisée au Canada par Marie Lasbleiz – рисунок, выполненный непосредственно на фотографии маски Робеспьера в качестве своего рода художественного ответа на эту «реконструкцию»)
В середине декабря 2013 года сначала во французских СМИ, а затем и за рубежом, в том числе в России, появилась информация о 3D реконструкции «подлинного облика» Максимилиана Робеспьера – на основании маски, якобы снятой с его головы после казни Мари Грошольц (Гросхольц), будущей мадам Тюссо. Сообщение, сопровождавшееся фотографией полученного результата
Осторожно, под морем отрубленные головы
следовательно, мы имеем два самостоятельных артефакта, позволяющих действительно реконструировать физический облик Максимилиана Робеспьера – и можно с уверенностью утверждать, что он будет отличаться от версии, предложенной Филиппом Фрошем.
А потому - ставлю копирайт (с)