...не менее интересной загадкой является то, каким образом некоторые из автопортретов Дюкрё стали идентифицировать как портреты Робеспьера... - написала я, заканчивая рассуждения о неизвестном ранее портрете Максимилиана Робеспьера.
Речь прежде всего вот об этом портрете - как он был опубликован в книге Ипполита Бюффенуара (
Buffenoire H. Les portraits de Robespierre. Paris: Leroux, 1909)
Картина, подписанная как
портрет Робеспьера работы Грёза, находилась тогда в коллекции лорда Розбери, однако сам Бюффенуар, публикуя его, выказывает некоторые сомнения относительно персоны на портрете (
si c'est bien lui), а Дж.М.Томсон, автор одной из лучших и по сей день биографий Робеспьера (
Thompson J.M. Robespierre. T. 1-2. Oxford, 1935), вообще задается вопросом, Робеспьер ли это (
but is it Robespierre?). Тем не менее, и по сей день монохромная фотография этого портрета демонстрируется как портрет Робеспьера, украшая в данный момент даже статью в русскоязычной Вики...
Мысль о том, что эта картина на самом деле является автопортретом Франсуа-Жозефа Дюкрё,
принадлежит не мне!была некогда сформулирована и обоснована редакторами Vive-Liberta! - но от того разговора, кажется, остался в сети лишь слабый намек - с картинкой, которая еще будет здесь использована.
Автопортретов Дюкрё известно достаточно много: художник-портретист нередко использовал собственное лицо для изучения мимических изменений, к примеру, при зевании, - и поскольку такие "гримасничающие" автопортреты встречаются в нескольких вариантах, можно предположить, что они пользовались спросом из-за своей экстравагантности, и неплохо продавались. -- Но существует и целый ряд "традиционных" автопортретов (там, где не указано местонахождение портрета - фото с аукционных сайтов):
(Автопортрет в образе морского офицера (фрагмент). Музей изящных искусств, Руан)
(Автопортрет. Музей Жакмар-Андре, Париж)
(ECOLE FRANCAISE DU XIXe siècle, d’après Joseph Ducreux. Autoportrait de l’artiste)
Сходство последнего среди них - с предполагаемым "портретом Робеспьера работы Грёза" - особенно впечатляет:
- и пусть этот портрет всего лишь копия - но копия именно автопортрета Франсуа-Жозефа Дюкрё!(
UPD 11 мая 2015. Оказывается, еще сто лет назад, в 1913 Луи Откёром было сделано замечание, что это автопортрет Дюкрё, а не портрет Робеспьера:
"Le «portrait de Robespierre» reproduit dans le livre, d’ailleurs fort agréable, de M.C. Mauclair sur Greuze n’est autre que le portrait de Ducreux par lui-même de la collection Ed. André." - Louis Hautecoeur. Greuze. - Paris: Félix Alcan, 1913.. P. 141, note.
Откёр говорит о книге Camille Mauclair. Jean-Baptiste Greuze. Paris: H. Piazza et Cie, 1905.)
Откуда же тогда - Грёз и Робеспьер?Откуда же тогда - Грёз и Робеспьер? - Атрибуция картины Жану-Батисту Грёзу может быть связана с тем, что учившийся живописи у собственного отца, Франсуа-Жозеф Дюкрё по приезде своём в Париж в двадцатипятилетнем возрасте, совершенствуя свою технику, брал у Грёза уроки письма маслом, и вполне вероятно, перенял его манеру (мысль не моя, а из тех давних разговоров). К тому же Дюкрё очень часто не подписывал свои картины, так что атрибуция их другим художникам случается нередко. Загадкой остается идентификация мужчины на портрете как Робеспьера...
Между тем известно, что Франсуа-Жозеф Дюкрё писал портрет Робеспьера - этот портрет маслом был выставлен в Салоне в 1793. И в сети Интернет можно встретить вот это изображение:
- подписываемое как портрет Робеспьера работы Дюкрё.
К сожалению, узнать местонахождение оригинала и происхождение репродукции - не удается (пока?). Однако граждане редакторы Vive-Liberta! подняли еще один вопрос, поставив рядом два портрета:
Довольно странное сближенье получается! - уж очень много общего у этих двух портретов оказывается... - И кого здесь на самом деле изобразил Дюкрё, и Дюкрё ли? - Обратим внимание, между прочим, как небрежно повязан галстук у мужчины в голубом! - только сей_час заметила это категорическое несоответствие строгим вестиментарным привычкам человека по имени Максимилиан Робеспьер, каким его описывают современники...
Но кроме того - очень большое НО! - Ипполит Бюффенуар показывает как предположительно работу Дюкрё - совершенно другой портрет:
- который описывает как погрудный портрет, в три четверти вправо; в голубом костюме с большими пуговицами и выступающим (ressortant) жабо, в пудреном парике...
И - оба - "портрета Робеспьера работы Дюкрё" - представляются мне совершенно не соответствующими тому образу, который мы видим, к примеру, на гравюре Дельпеша
- портрете, который его сестра Шарлотта считала самым похожим!
Но оба - удивительным образом ассоциируются с немецкой гравюрой 1820, которую я показала несколько дней назад, и которая представляет собой очень сильно деформированную вариацию гравюры Кокере по рисунку Делапласа
И кто знает, может быть когда-то кому-то и показалось, что приведенные здесь портреты - похожи на ту гравюру...А может - все это просто плод моей фантазии...
Как вы думаете?