Доминик Виван Денон, дипломат и литератор, художник и гравёр, первый директор Лувра и сам страстный коллекционер, по-настоящему стал привлекать мое внимание несколько лет назад, когда mlle Anais
показала в ЖЖ весьма любопытный рисунок, найденный
на сайте аукциона Кристи:
(
сейчас на самой аукционной страничке изображение отсутствует, но ссылка на его увеличение - работает)
Интересен не только рисунок сам по себе, но и та информация, которая его сопровождает.
Вот - описание аукционного лота:
Portrait d'un jeune homme de profil vers la gauche (recto); Portrait d'un vieil homme en buste de profil et esquisse d'un personnage assis (verso)
avec inscriptions 'David' (recto) et 'Ce croquis de Maximilien Robespierre a été fait à la prison de la force [...] par louis david [...]. Louis David donna ce croqui à la Duchesse de Tourzel [...]' (sur une étiquette au dos du montage)
pierre noire, estompe, filigrane cercle surmonté d'une couronne
14 x 9,1 cm.- то есть, на продажу были выставлены рисунки Виван-Денона, но при этом на прикреплённой этикетке сообщалось, что "
этот набросок Робеспьера был сделан Луи Давидом в тюрьме Ла Форс" и что "
Луи Давид подарил этот набросок герцогине де Турзель"...
Если вспомнить, что со времени своего возвращения во Францию в 1793 Денон работал с Давидом в качестве гравёра (
благодаря Давиду, поручившему Денону гравировку эскизов к "Клятве в Зале для игры в мяч", с последнего было снято обвинение в эмиграции) и копировал многие его рисунки, оказывается понятной возможность такой двойной атрибуции этого рисунка...
Лист напоминает серию нарисованных Деноном портретов деятелей революцииИ еще одна заметка к лоту:
Lot Notes
La feuille est à rapprocher d'un groupe de portraits dessinés par Denon représentant des personnages révolutionnaires (voir M.-A. Dupuy-Vachey, 'Quelques têtes de révolutionnaires par Denon (1744-1825)', in Revue du Louvre, 2003, no. 4, pp. 52-9). Une deuxième version, plus faible, du présent portrait est connue: elle porte au dos une lithographie du masque mortuaire de Robespierre et l'inscription 'Dessiné à l'Assemblée par Mr Denon' (J.Baillio, The Winds of Revolution, Wildenstein, New York, 1989, no.86). Pourrait-il s'agir, dans le cas du présent dessin, d'un portrait de Robespierre qui avait le visage grêlé par la petite vérole, comme on le voit dans un autre dessin de Denon du Metropolitan Museum de New York (voir Dupuy-Vachey, op.cit., p.53 fig.1)?
Лист напоминает серию нарисованных Деноном портретов деятелей революции (см. M.-A. Dupuy-Vachey, 'Quelques têtes de révolutionnaires par Denon (1744-1825)', in Revue du Louvre, 2003, no. 4, pp. 52-9). Вторая, более слабая, версия данного портрета известна: это оборотная сторона литографии посмертной маски Робеспьера с надписью 'Рисовано в Собрании г. Денононом' (J.Baillio, The Winds of Revolution, Wildenstein, Нью-Йорк, 1989, no.86). Может ли в случае данного рисунка идти речь о портрете Робеспьера, лицо которого было побито оспой, как оно выглядит на другом рисунке Денона в Метрополитен-музее Нью-Йорка (см. Dupuy-Vachey, op.cit., p.53 fig.1)?
Серию рисунков, приобретенных Лувром можно увидеть на RMN:
с такой вот расшифровкой изображенных персонажей:
En 1794 et 1795. Fouquier-Tinville ; un inconnu; Louis-Claude Châtelet et un inconnu; Jean-Baptiste Carrier, Jean-Jacques Goullin; Georges Jacques Danton; Jacques René Hébert et un inconnu. Sur un même montage huit révolutionnaires français pris sur le vif pendant leur procès ou sur le chemin de la guillotine
(рисунки сделаны во время процесса или по дороге на гильотину)
Литографию маски Робеспьера можно увидеть на сайте Метрополитен-музея
Severed head, said to be that of Maximilien-François-Marie-Isidore de Robespierre (1758-1794), guillotined July 28, 1794 (10 Thermidor, An II)
(только маска в коллекции Виван Денона была не посмертная, а прижизненная, выполненная Жаном Гудоном еще в 1792)
Серия из Лувра позволила идентифицировать незнакомые мне ранее изображения в весьма примечательной макаберной композиции, центром которой является этот рисунок:
(отсканировано в одном из выпусков Бюллетеня ARBR в связи с обсуждением маски Робеспьера.)
Неважного качества изображение сопровождалось прелюбопытным комментарием (фрагмент):
6 флореаля II года, Комитет общественного спасения постановил, что «ДАВИДУ поручается создать костюмы Представителей при армиях». 14 мая 1794, он потребовал, чтобы художник представил предложения по изменению национального костюма и его приспособлению к республиканским обычаям и к характеру Революции.
ДАВИД представил свои предложения 24 мая и получил разрешение их гравировать и раскрашивать. Гравировка была поручена Виван ДЕНОНУ. Вызванный в КОС в полночь чтобы отчитаться в своей работе, Виван ДЕНОН ожидал в пустынной прихожей. Внезапно из зала выходит РОБЕСПЬЕР и, заметив чужака, подходит к бедняге художнику и ледяным тоном спрашивает, «что он здесь делает»? После объяснений ДЕНОНА РОБЕСПЬЕР смягчается, вводит его в зал заседаний и проводит остаток ночи беседе с ним.
ДЕНОН добавлял, рассказывая об этом случае, что в его воспоминаниях он остается спустя столько лет каким-то сновидением. Рисунок, который мы сегодня воспроизводим, является частью серии, выполненной в Революционном трибунале и на площади Революции. Он изображает ФУКЬЕ-ТЕНВИЛЯ, КАРРЬЕ (представлен дважды), ДАНТОНА в Революционном трибунале, ЭБЕРА, парижского епископа ГОБЕЛЯ, КУТОНА и ШОМЕТТА на тележке, которая везла их к эшафоту и РОБЕСПЬЕРА...
Виван ДЕНОН воссоединил эти головы революционеров в странной аллегории. Смешав все фракции, он объединил их вокруг ножа гильотины.
Лезвие гильотины, пронзено и окружено лучами света, чтобы, напоминая о триумфе правосудия, осудить в свою очередь казни.
Кое-кто видел в этом рисунке пародию на изображения христианских мучеников. Какая ирония для великого хороначальника Верховного Существа.
На сайте же Метрополитен-музея несколько позднее обнаружились и другие рисунки:
Georges-Auguste Couthon at the National Convention in 1793
Caricature of Georges-Auguste Couthon (called Aristide, 1756-1794), President of the Convention in 1793, on the way to the guillotine on July 28, 1794 (10 Thermidor, An II)
Portraits of Jean-Baptiste-Joseph Gobel (1727-1794), Bishop of Paris in 1792-93, and Pierre-Gaspard Chaumette (1763-1794), Procurator of the Commune in 1792, sketched on the way to the guillotine, April 12, 1794.
Две серии рисунков, из Лувра и из Метрополитен-музея, доступные в сети (хотелось бы увидеть, что еще хранит последний!), не пересекаются, однако около года назад мне попались на глаза и другие репродукции, и оказалось, что в конце 2013 на еще одном аукционе (chez Boisgirard) было продано пять рисунков Виван-Денона:
«Portraits de Gobel et Chaumette vus de profil gauche»
Plume et lavis brun sur papier chamois
Signé en bas à droite V Denon'
19 x 19 cm
Annoté à la pierre noire en haut: Gobel. Archevêque de Paris', en bas: Chaumette Procureur de la Commune - tous deux sur la charrette - Prairial an 2'
«Portrait de profil droit assis de Fouquier-Tinville»
Pierre noire et rehauts de blanc (piqûres) sur papier préparé chamois à la pierre noire
Annoté en bas: Fouquier-Tainville pendant son jugement'
18,8 x 12,3 cm
«Deux portraits de Carrier (l'un de profil droit et l'autre de face)»
Plume, lavis brun et rehauts de blanc sur papier préparé chamois
Annoté en bas à la pierre noire: Carrier pendant son procès'
12,5 x 18,3 cm
«Deux portraits de Georges Cadoudal vu de trois-quarts»
Plume et lavis brun,
annoté en bas à la pierre noire: Georges Cadoudal'
13 x 18 cm
«Portrait en buste de Danton vu de face et Hébert vu de profil»
18 x 12,3 cm
Pierre noire et encre brune (piqûres) sur papier préparé chamois
Annoté en bas à la pierre noire: Danton au tribunal révolutionnaire et Hébert ou le père Duchesne sur la charrette.
Как видим, четыре из пяти рисунков совпадают с уже нам известными (на страничке последнего аукциона, откуда взята информация о рисунках, можно прочитать и об этом!), но почему-то у всех пяти само изображение оказывается на каком-то непонятном тёмном пятне...
Ситуация, мне думается, прояснится, если вспомнить, что Доминик Виван Денон увлекался новоизобретённым (в 1796) видом печатной графики - литографией! - Мы, люди далёкие от изобразительного искусства, нечасто задумываемся о том, что именно представляет собой та или иная техника графической работы. Между тем, литография оказывается техникой весьма интересной:
На отшлифованную пластину камня, обычно плотного и однородного известняка с помощью жирного литографского карандаша и/или жирной литографской туши наносится исходное изображение.
После нанесения рисунка поверхность камня слегка протравливается кислотным составом. Протравленные участки легко смачиваются водой, но отталкивают литографскую краску, а на места, где был нанесен жировой рисунок, легко прилипает краска, но они не смачиваются водой.
Литографский камень закрепляется в литографском станке. Исходное изображение смывается. Взамен валиком на увлажненный камень наносится печатная краска на основе олифы, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Бумага посредством литографского станка плотно прижимается к покрытому краской литографскому камню или пластине. Таким образом, на оттиске рисунок получается покрытым краской, а фон остается белым.
- Иными словами, художник может рисовать непосредственно на литографском камне, как на листе бумаги, привычными для него инструментами, - и тиражировать свой рисунок, не опасаясь тех искажений, какие неизбежны при перенесении исходного изображения в другой материал/технику. Может и подправить получившийся оттиск - сравним изображения Фукье-Тенвиля или Каррье, - ибо, хотя и оба музея, и аукционист определяют эти листы с изображениями как рисунки (Dessins, Drawings), мне думается, очень велика вероятность, что мы имеем дело с автолитографиями Доминика Виван Денона, печатные листы которых он затем подправлял другими средствами и некоторые - подписывал. Это объясняет, кстати, тёмные пятна на аукционных листах - литографии печатаются жирной краской!
Становится понятным и механизм создания той "гильотинной" композиции, - или вот, еще один лист (увы, не вспомню, откуда...):
Как видим, здесь и рисунки Виван Денона, и известный набросок Давида - Мария-Антуанетта по дороге к месту казни.Соответственно - рисунок, с которого я начала, может оказаться как литографией Виван Денона по сделанному по памяти рисунку Давида (Давид был заключён в тюрьму сразу после Термидора), - так и зарисовкой самого Виван Денона... - и единственное, что
почти не вызывает сомнений - это что изображён именно Робеспьер...
(хотя изготовитель постеров и анонсирует всего лишь "Portrait D'un Jeune Homme De Profil Vers La Gauche")Существует, между прочим, еще один небезынтересный рисунок, также приписываемый Давиду, - и также,
если выполнен действительно им, мог быть сделан только по памяти, точнее, по памяти и рассказам очевидцев:
Максимилиан Робеспьер в день своей казниЭтот рисунок также
нашла mlle Anais - на сайте
The Morgan Library & Museum, куда он попал из коллекции Викторьена Сарду, известного в конце XIX века драматурга, автора, в частности, драмы под названием "Робеспьер", в английской постановке которой блистал сэр Генри Ирвинг, для которого пьеса и была написана (
на основе этой пьесы Анж Гальдемар написал одноименный роман).
Подпись в правом нижнем углу этого рисунка -
не принадлежит Давиду, - как, впрочем, и на самом верхнем рисунке...
Ну и еще несколько отдельных сюжетовНу и еще несколько отдельных сюжетов.
- Известно, что в ходе судебного процесса против Фукье-Тенвиля и присяжных Революционного трибунала, продолжавшегося с 28 марта по 6 мая 1795 года (с 8 жерминаля по 17 флореаля III года) подсудимых рисовал не только Виван Денон; именно там портрет Фукье-Тенвиля сделал Франсуа Бонвиль, но о нем отдельный разговор; а рисунок Жана Дюплесси-Берто запечатлел двоих приговорённых к смерти присяжных:
Châtelet et Le Prieur jurés au tribunal révolutionnaire : guillotinés le 18 floréal an 3 de la République
Клод-Луи Шатле был художником, и вероятно потому привлек внимание свои коллег по цеху (рисунок Виван Денона - в Луврской подборке)
- Мне неизвестно, кого изобразил Виван Денон на этом рисунке
- но A young woman wearing a bonnet holding a child on her lap, after Denon Etching - ассоциируется у меня с Бабеттой...
- Возможно кто-то читал повесть Мариана Брандыса о польском адъютанте генерала Буонапарте Юзефе Сулковском, который погиб во время Египетского похода.
Виван Денон успел нарисовать его незадолго до гибели
(большая часть картинок - кликабельны)Добавим ещё и автопортреты Виван Денона - все ли они являются таковыми?