В начале декабря я показала здесь пятнадцать портретов - двух разных лиц.

Воспроизведу их еще раз

- дабы не приходилось бегать со страницы на страницу...

Итак дано - первые тринадцать изображений, все, подписаны как портреты Бертрана Барера, и те кто его узнал - совершенно правы! - Опыт оказался поучительным!

Ну и гравюры под номерами 11, 12 и 13
- выбраны из того, что есть на Галлике по принципу максимального сходства с тем рисунком, который меня интересует (номер 7) - а также с теми двумя малоизвестными портретами Максимилиана Робеспьера (14 и 15 - с той же Галлики), которые были использованы для сравнения



На то, до какой степени эта последняя гравюра сходна, в самых мельчайших деталях изображения лица портретируемого, с интересующим меня рисунком, я и сама обратила внимание, лишь вновь и вновь разглядывая таблицу портретов!



А ведь рисунок подписан - смотрите! - Barère!

Между тем гравюры 13 (Барер) и 15 (Робеспьер) выпущены в одной и той же серии - Collection Générale des Portraits de M.M. les Députés à l'Assemblée Nationale tenue à Versailles le 4 Mai 1789!
А это, в свою очередь, означает, что рисунок номер 7 - портрет именно Робеспьера, а вовсе не Барера! - И мы даже знаем, кто его создал - на гравюре номер 15 имеются подписи: Delaplas del. Coqueret sc. - Рисовал Делаплас!
Но насколько же этот рисунок более интересен, чем выполненная на его основе гравюра - с вполне стандартной посадкой в три четверти! - Какая динамика в развороте головы и плеч, в едва намеченных деталях костюма, какое выражение лица!

Хотелось бы узнать, когда и в связи с чем появилась под этим чудесным рисунком подпись с ложной идентификацией... - быть может, после Термидора, когда опасно стало хранить изображения "тирана", а художнику - или новому владельцу рисунка - уничтожать его было жаль... Впрочем, это всего лишь фантазия...
И не менее интересной загадкой является то, каким образом некоторые из автопортретов Дюкрё стали идентифицировать как портреты Робеспьера... - Но об этом как-нибудь в другой раз...

Комментарии
01.02.2015 в 08:21

...не терпит суеты.
EleonoreD, "огда и в связи с чем появилась под этим чудесным рисунком подпись с ложной идентификацией... - быть может, после Термидора, когда опасно стало хранить изображения "тирана", а художнику - или новому владельцу рисунка - уничтожать его было жаль.."

Слушай, какая богатая версия... Это ведь целый сюжет!
01.02.2015 в 08:44

Jedith, ну, сохранил ведь Антуан Бюиссар - письма Робеспьера, вымарав или обрезав его подпись, сохранил каким-то образом маску - Жан-Антуан Гудон... - а ведь это вроде бы про него байка, как незавершенной статуе какой-то святой он придал атрибуты Свободы...

А ведь хорош рисунок-то! - я на него уже несколько лет смотрю...
01.02.2015 в 08:54

...не терпит суеты.
EleonoreD, прекрасен рисунок, да. )))
01.02.2015 в 09:23

Jedith, и насколько грубее выглядит гравюра! - вот чуть-чуть буквально смещены линии, и все... - а я ее раньше еще и в неудачном литографическом воспроизведении встречала, так там вообще...
01.02.2015 в 09:27

...не терпит суеты.
EleonoreD, гравюра в ср. с рисунком просто непоправимо статична. :)
01.02.2015 в 12:38

Ninette
Да, интересная история с рисунком №7 :) Никогда бы и не подумала, что под ним стоит подпись "Барер", потому что явно ведь Робеспьер. А гравюра настолько грубее, что я и сходства не заметила (на поверхностный взгляд).
01.02.2015 в 13:33

Miss_N, вот! - а репродукция этой гравюры, которая мне ранее встречалась - еще хуже...
- настолько, что я на нее вообще лишь как условно-портретное изображение смотрела... - так что я и в самом деле заметила фантастическое совпадение с интересующим меня рисунком лишь когда вновь и вновь рассматривала эту портретную таблицу...

А вот когда вы выделили из всех - рисунок номер 7, причем именно как портрет Робеспьера - это для меня был праздник души! - Сейчас уже и не скажу, в связи с чем несколько лет назад смотрела на Галлике Барера, скорее все ж что-то с мемуарами связанное... - и когда этот рисунок увидела... - Это ведь действительно рисунок (dessin)! - Причем рисунок 1789-91 годов! - И до чего же хорош!
18.02.2015 в 20:54

Люблю принимать решения, после которых тараканы в голове аплодируют стоя. || Мировое зло с пушистыми кисточками ©Estimada
О! Да в круговерти подготовки к TCF я пропустила просто прекрасное изображение! Интересная история рисунка... И рисунок прекрасен!
19.02.2015 в 19:20

Lynx_by, ведь вот уже несколько лет знаю этот рисунок! - и лишь теперь, когда устроила этот "эксперимент" на поверку собственного впечатления - нашлось и доказательство, что первый взгляд меня не обманул!...
19.02.2015 в 19:34

Люблю принимать решения, после которых тараканы в голове аплодируют стоя. || Мировое зло с пушистыми кисточками ©Estimada
EleonoreD, первый взгляд чаще всего самый точный. Человеческий мозг обрабатывает первое впечатление в приоритетном порядке усвоения информации, в то время как все последующие впечатления от объекта обрабатываются в фоновом режиме, что очень снижает объективность восприятия.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии