Решая портретную загадку, которая привела в итоге к открытию неизвестного ранее портрета Максимилиана Робеспьера, я выбирала для сравнения на Галлике и созданном при участии BNF French Revolution Digital Archive среди его гравированных во времена Революции портретов наименее известные, и в то же время наиболее соответствующие достоверным портретным изображениям. Позднее выяснилось, что гравюра Кокере по рисунку Делапласа, позволившая надёжно идентифицировать интересовавший меня рисунок:

(это - другой экземпляр той гравюры, также хранящийся в BNF)
- точнее - выяснилось, что репродукция этой гравюры была опубликована в известной книге Ипполита Бюффенуара (Hippolite BUFFENOIRE, Les portraits de Robespierre, Paris, Leroux, 1909), - но в каком жутком качестве!

Ничего удивительного, что я всегда воспринимала это изображение как лишь условно портретное...
А далее - обнаруживается, что к гравюре Кокере восходит так или иначе еще целый ряд гравюр!
Очевидно, что растущая популярность депутата Национального Собрания Максимилиана Робеспьера делала все более востребованными его портретные изображения, но то ли недостаток мастерства гравёров, то ли какие-то иные причины, - приводили к тому, что вторичные, а то и третичные по отношению к исходному рисунку гравюры делали портретируемого практически неузнаваемым... - Но ведь не случайно же - наиболее близкая к исходной гравюра была выпущена за границей, в Польше! -- А с другой стороны, совершенно неслучайным представляется подавляющее преобладание среди прижизненных портретов Робеспьера - профильных гравюр, очень и очень похожих одна на другую!
(Не даю ссылки на каждое изображение - их нетрудно найти по общим ссылкам в начале поста...)

(это - другой экземпляр той гравюры, также хранящийся в BNF)
- точнее - выяснилось, что репродукция этой гравюры была опубликована в известной книге Ипполита Бюффенуара (Hippolite BUFFENOIRE, Les portraits de Robespierre, Paris, Leroux, 1909), - но в каком жутком качестве!

Ничего удивительного, что я всегда воспринимала это изображение как лишь условно портретное...
А далее - обнаруживается, что к гравюре Кокере восходит так или иначе еще целый ряд гравюр!
Очевидно, что растущая популярность депутата Национального Собрания Максимилиана Робеспьера делала все более востребованными его портретные изображения, но то ли недостаток мастерства гравёров, то ли какие-то иные причины, - приводили к тому, что вторичные, а то и третичные по отношению к исходному рисунку гравюры делали портретируемого практически неузнаваемым... - Но ведь не случайно же - наиболее близкая к исходной гравюра была выпущена за границей, в Польше! -- А с другой стороны, совершенно неслучайным представляется подавляющее преобладание среди прижизненных портретов Робеспьера - профильных гравюр, очень и очень похожих одна на другую!
(Не даю ссылки на каждое изображение - их нетрудно найти по общим ссылкам в начале поста...)