понедельник, 13 июля 2015
Этот портрет попал мне на глаза каким-то совершенно невероятным образом по ходу обсуждения вестиментарных привычек некоторых граждан - в связи с загадками
портретов и автопортретов Дюкрё
- Невероятным, потому что повторить путь поиска, еще раз выйти через поисковую систему на
страницу сайта японского университета, где этот портрет был в 2009 году представлен на выставке, мне больше не удалось...
Портрет определённо в близком родстве с известной гравюрой Бонвиля - но о работе самого Бонвиля поговорим особо!Качество отсканированного изображения - а здесь оно значительно увеличено! - побудило меня вновь задаться вопросом относительно его происхождения... Дело в том, что репродукция такой гравюры (?) мне уже встречалась на французском сайте Луизы-Антуанетты,

- а позднее я видела ее на микрофильме в Национальной библиотеке в Париже. На микрофильме информация о технике исполнения и времени создания этого портрета отсутствует, а Луиза сообщает, что это литография, созданная в XIX веке. О литографии как технике, способной передать особенности рисунка, я упоминала в связи с портретными работами Доминика Виван Денона, и судя по репродукции из Японии, это вполне может быть именно литография. Однако кем и когда она была создана? XIX век вызывает у меня некоторые сомнения, потому что этот портрет совершенно определенно находится в близком родстве с известной гравюрой Франсуа Бонвиля

Они определенно имеют некий общий рисунок-прототип.
- Быть может, это исходный рисунок самого Франсуа Бонвиля, который указан на гравюре в обоих качествах - и как рисовальщик, и как гравировальщик? - когда-то я предположила, что набросок к портрету мог быть им сделан 10 термидора либо в Революционном трибунале, либо уже по пути к месту казни: ведь известно, что Бонвиль рисовал, к примеру, общественного обвинителя Фукье-Тенвиля во время суда над ним самим!
- Однако заметим, что подобными зарисовками занимались и другие художники: их немало у Доминика Виван Денона; своего коллегу Клода-Луи Шатле так запечатлел Жан Дюплесси-Берто; а перу Жака-Луи Давида принадлежит известный набросок Марии-Антуанетты на пути к эшафоту...
- В то же время обратим внимание, насколько более формально прорисованы на гравюре Бонвиля складки одежды!
- А что если рисунок, ставший моделью для его гравюры, Бонвиль сделал не с натуры, а воспользовался наброском, который выполнил кто-то другой?
Рисунков самого Франсуа Бонвиля мне найти не удалось, но на Галлике представлено более двухсот гравюр, выполненных либо по его рисункам, либо им самим, либо то и другое вместе. И вот оказалось...

- Это давно уже следовало сделать, поскольку профильные гравированные портреты Максимилиана Робеспьера зачастую очень похожи один на другой, восходя совершенно определенно к некому общему прототипу - и гравюра по рисунку Бонвиля (1796) оказывается зеркальным отражением гравюры по рисунку Герена (1791). С Гереновским рисунком, с которого было сделано минимум четыре разные гравюры, тоже оказывается не все ясно, но об этом в другой раз! - А вот Франсуа Бонвиль, оказывается, рисовал Робеспьера не с натуры... - Проверка еще нескольких известных персонажей продемонстрировала, что не только его, что Бонвиль неоднократно использовал в качестве основы профильные портреты работы Герена, и как правило в зеркальном отражении (впрочем, последнее, возможно, следует отнести на счет гравировщиков)
Не ставлю здесь ссылки на каждый портрет - вы легко их найдете на Галлике среди работ, соответственно, Герена и Бонвиля




Портрет Сийеса интересен не только тем, что смотрит в ту же сторону, что и Гереновский, но еще и тем, что Бонвиль выступает здесь (как и в портрете Сен-Жюста!) не только рисовальщиком, но и гравировщиком, и есть возможность сравнить его технику с работами других

Но еще интереснее в этом отношении - портрет Марата

Среди многочисленных однотипных гравюр, выпущенных после убийства Марата, мне удалось выделить ту, которая, вероятно, является их общим прототипом: ее отличает подпись, в которой указан только год рождения, а значит, она была выпущена еще при жизни Друга народа (другой экземпляр этой гравюры уже содержит сообщение о его убийстве). Две гравюры по рисунку Бонвиля - вновь зеркальное отражение прототипа, но первая из них (в центре) - гравирована самим Бонвилем, - и мы вновь имеем возможность сопоставить технику выполнения гравировальной работы, и оценить, какое она могла оказать влияние на формирование того образа Сен-Жюста, который у него получился...И вот в контексте всего этого невольно возникает вопрос, а что если напоминающая карандашный рисунок литография, которую я поместила в начале, никакой не XIX век, что если именно она и является тем самым прототипом? - Мне очень трудно представить, чтобы на основе жесткой Бонвилевской гравюры мог быть создан столь мягкий портрет, который с каждым днем мне представляется все более "правильным", и который, к тому же, замечательно коррелирует с другими прижизненными портретами Сен-Жюста

...вот я его "отразила" и поставила в ряд с
малоизвестным рисунком Перрена и с портретом работы Грёзамалоизвестным рисунком А.Перрена, датированным 1793

(ничего не могу найти об этом художнике! - картинка кликабельна),
и с известным только по монохромной фотографии столетней давности портретом работы Грёза: меня всегда впечатляло сходство в пропорциях лица у портретов Грёза и Бонвиля - при радикально отличных образах...

(удалось найти чуть более приличную репродукцию... - кликабельно)
...вот - поставила рядом с портретом работы Адель Романе, именуемой Романи (который ранее приписывался Давиду)

...вот - в ряду с еще тремя портретами - не столь уже впечатляюще,
но один из портретов тоже редко встречаетсяно один из портретов тоже редко встречается

(к примеру - у меня несколько лет назад - кликабельно)
Отдельно порадовал портрет работы Греза в хорошем качестве
Эх, Miss_N, хотела б я его увидеть в цвете! - хотя бы репродукцией...
Угу, никто бы не отказался
На медальон очень похоже, по-моему.
остальные я уже видела, а этот — нет
Даже взгляд "светлее"