Рассматривая
портретные гравюры выполненные по рисункам Франсуа Бонвиля, я обратила внимание, что сами его рисунки далеко не всегда являются оригинальными, не всегда выполнены с натуры, и что целый ряд этих изображений имеет прототипами более ранние гравюры, выполненные по рисункам Жана Урбена Герена, в частности – портрет Максимилиана Робеспьера.

Внимательное изучение профильных портретов Робеспьера (в основном – тех, что были
собраны Ипполитом Бюффенуаром, а также тех, что
представлены на Галлике) подтвердило давнее поверхностное наблюдение, что большая часть этих гравюр имеет некий общий прототип,
и это натолкнуло меня на мысль попытаться собрать здесь профильные изображения Робеспьера, выполненные с натурыи этим прототипом является, скорее всего, наиболее ранняя среди них гравюра Физижера по рисунку Герена, датируемая 1791; более того, сама эта гравюра существует в нескольких цветных или раскрашенных вариантах (одна из таких раскрашенных гравюр хранящаяся в Москве, в РГАСПИ, была опубликована в 1941 в известном томе «Французская буржуазная революция. 1789-1794»)

- и на еще как минимум трех гравюрах указано, что они выполнены по рисунку Герена

…заметим попутно, что на всех четырех, как и на гравюре по рисунку Бонвиля имя Робеспьера пишется неправильно: Roberspierre!
Все это натолкнуло меня на мысль попытаться собрать здесь оригинальные профильные изображения Робеспьера, те, относительно которых либо известно, либо можно предположить, что они выполнены с натуры.
И оказалось, что гравюра по рисунку Герена абсолютно коррелирует с более выразительным рисунком Моро-младшего

(Лавис, подкрашенный акварелью, музей Ламбине в г. Версале)
Является ли этот рисунок прототипом гереновского? – не могу этого исключить...
К 1791 относится, скорее всего, пастель Жозефа Боза, хранящаяся в музее Версальского замка:

рискну предположить (продолжая давний разговор), что именно этот профильный портрет был выставлен в Салоне в 1791, а не другая пастель Боза, хранящаяся в музее Ламбине: на профильном портрете на Робеспьере черный сюртук с маленьким воротником-стоечкой, как и на портрете работы Аделаиды Лабий-Гийар, и на еще одном портрете работы неизвестного мастера, описываемом как портрет Робеспьера в костюме депутата Третьего сословия; напротив, на пастели из Ламбине костюм Робеспьера очень напоминает тот, что изображен на веере, посвященном Празднику Верховного Существа.
1792 годом датируется рисунок, выполненный физионотрасом, хранящийся в музее Версальского замка

и сделанная с него гравюра

До самого недавнего времени я полагала, что физионотрас – единственное портретное изображение, где на лице Робеспьера отмечены следы оспы, однако на Галлике нашлась прелюбопытная гравюра, относящаяся к 1793

В основе – похоже, оригинальный рисунок – в нижней части овала можно прочитать, что рисовано с натуры в августе 1793, когда Робеспьер председательствовал в Конвенте (он действительно председательствовал с 22 августа по 4 сентября). Но вот что сообщает надпись на гравюре: «Максимилиан Робеспьер депутат Национального конвента и представитель народа при армии под Тулоном»! – Надпись, являющая любопытное свидетельство эпохи – парижский гравёр во второй половине 1793 мог, оказывается, и не знать о том, что в Конвенте заседают два брата Робеспьера!
Датировать еще два рисунка не представляется возможным.
Один из них указывается как работа Фрагонара:

– другой – вероятно, работа Доминика Виван Денона – я не так давно о нем рассказывала:

добавлю лишь, что исходя из жизненных обстоятельств Виван Денона, этот рисунок мог быть сделан скорее всего в 1793-94...
Зато рисунок Гранмезона не просто подписан, но датирован – в заседании Конвента 9 термидора:

Замечу, правда, что судя по фотографии рисунка в Национальной библиотеке, подпись сделана на отдельном листке, прикрепленном снизу к листу с рисунком.
О еще двух рисунках я тоже немного рассказывала; их оба, в большей или меньшей степени, можно рассматривать как фантазию художников, - но художников, которые хорошо знали лично Максимилиана Робеспьера.
Один из них, из бывшей коллекции Викторьена Сарду, приписывается руке Жака Луи Давида

- но даже если предположить, что это правда, видеть Робеспьера на пути к месту казни Давид не мог, поскольку сам тоже уже был арестован...
Другой - творение Доминика Виван Денона (рисунок либо автолитография)

А рисовал Виван Денон с имевшейся у него маски - маски, которую снял с лица Робеспьера Жан Антуан Гудон еще в 1792, - но не могу исключить, что именно благодаря этой литографии Виван Денона маска стала считаться посмертной...