Хочу привлечь ваше внимание к ещё двум статьям Louise Ampilova-Tuil и Catherine Gosselin

La bibliothèque de Saint-Just : catalogue et essai d’interprétation critique
Louise Ampilova-Tuil, Catherine Gosselin et Anne Quennedey


Это полная публикация описи книг, которые были у Сен-Жюста в Париже и после Термидора были конфискованы - с анализом этой описи.
На что я бы обратила внимание:
- исследовательницам удалось найти в фондах Национальной библиотеки книгу, которая несомненно принадлежала Сен-Жюсту - конволют двух изданий, выпущенных в разные годы в разных городах: переплетение их под одну обложку несомненно индивидуально!
- среди книг - "Цепи рабства" Марата
- отсутствие Вольтера

- в то же время не соглашусь, что
"Sa pensée ne paraît en effet pas avoir été marquée par ce philosophe (Мабли) jusqu’à la rédaction des passages du Projet d’institutions consacré à la religion" - по-моему отзвуки чтения Мабли можно увидеть уже в незавершённом трактате «Об общественном праве или принципы естественного права» (Объяснение названия трактата) - См.: "К вопросу об эволюции мировоззрения Сен-Жюста"

В ещё одной статье - Les logements parisiens de Saint-Just - на основании архивных кадастровых записей реконструируется жилище Сен-Жюста на рю Гайон и на рю Комартен, причём авторы приходят к сенсационному выводу - что дом на рю Комартен, считавшийся, как и дом на рю Гайон, утраченным в ходе Османовской перестройки Парижа, на самом деле сохранился, но поменял номер.

В этой предварительной публикации, к сожалению, отсутствуют иллюстации. На французском сайте Луизы-Антуанетты вы можете найти несколько фото - более ранних, чем было завершено исследование, - потому предложу вашему вниманию те, что были сделаны с экрана во время Коллоквиума в Суассоне 2 декабря 2017 (некоторые!).
Но сначала - дом на рю Комартен 5, как он выглядел 29 июля 2018 - как объяснила мне Луиза, новые владельцы дома восстановили боле-менее первоначальный облик фасада, восстановили антресоль - и окна квартиры Сен-Жюста - по нашему счёту - это третий четвёртый этаж (кликабельно)

IMG_2420

три фото с экрана с пояснениями

Добавлю, что у вас есть возможность познакомиться с двумя(!) переводами той описи:
"Списки имущества Кутона и Сен-Жюста, проданного с аукциона"
"По одежке протягивай ножки или Имущество Сен-Жюста" - здесь - с несколькими иллюстрациями, - и обе записи с интересными комментариями!
а самое начало статьи - Гостиница "Соединенные Штаты" - ВКонтакте


Недавно Луиза-Антуанетта сообщила мне, что в открывшемся после трёхлетнего перерыва музее Карнавале в новой экспозиции выставлен портрет Сен-Жюста, известный как *пастель Леба*



- причём подписанный так, как его аттрибуировали Louise AMPILOVA-TUIL и Catherine GOSSELIN: Une note sur l'iconographie de Saint-Just: l'histoire du pastel Le Bas

IMG-20210809-WA0000(кликабельно)

Автор этой пастели - Анжелика-Луиза Майяр!

- и вот более крупное изображение, скан с экрана интервью Бернара Вино 1 июня 2015 - Maison de Saint-Just - Interview de Bernard Vinot изображение

Это видео сейчас на youtube недоступно, но месяц назад, 28 июля, было выложено другое:



Saint-Just - Discours du 9 thermidor
Le 27 juillet 2017 à l’occasion des 250 ans de la naissance de Saint-Just, une journée de commémoration fut organisée l'Association pour la sauvegarde de la Maison de Saint-Just et les Amis de Robespierre d'Arras, au cours de laquelle le discours complet de Saint-Just – avec quelques légères coupures – fut récité au Panthéon, devant le monument à la gloire de la Convention nationale.
C’est cette version enregistrée du discours du 9 thermidor que je vous propose d’écouter dans cette vidéo.
Texte dit par Antoine Charneau

Произнёс тогда эту речь молодой актёр Антуан Шарно

IMG_0647

(фото моё, кликабельно)

...в тот год я не выполнила обещание...

Этот пост был опубликован 4 года назад!



- сегодня же хочу исправиться, и показать несколько фотографий, сделанных в тот день в родном городе Луи-Антуана Сен-Жюста:

Это - Луара, вот такая она в Десизе

IMG_1005

Мост упирается в площадь, носящую имя самого знаменитого уроженца Десиза

IMG_1012

В нише дома на площади - такой вот бюст

IMG_1009

Памятные места Десиза и открытие мемориальной доски

(к сожалению, на сей раз фото вот такие мелкие...)


Переношу сюда запись из ЖЖ:

Во-первых - шесть лет назад я собрала профильные портреты Робеспьера, которые полагаю выполненными с натуры - а также гравюры непосредственно с этих натурных изображений


Этот пост был опубликован 6 лет назад!



Во-вторых, к некоторым сегодня хочу дать комментарии:

- физионотрас - я уже показывала гравюру в лучшем качестве:

Изображение

- Фрагонар - у меня появилась информация, что это фреска, элемент декора лестницы "Виллы Фрагонара" в Грасе, - и соответственно, утверждать сейчас определённо, кто и когда выполнил это изображение - я не могу... - Но вот что любопытно - одна из редких необычных гравюр XIX века выполнена по рисунку Теофиля-Эвариста-Ипполита Фрагонара (Théophile-Evariste-Hippolyte Fragonard, Robespierre (Maximilien Isidre), député à la convention, né à Arras en 1759, décapité le 28 septembre 1794. [Portrait], gravure sur acier par E. Duchier, Paris, D. Cavaillès éditeur, [vers 1845]):

Изображение

- ещё два рисунка представлены в гораздо лучшем качестве на сайте The Morgan Library & Museum

Francois Auguste de Parseval-Grandmaison

Изображение

Обратите внимание, что надписи (Portrait de Robespierre fait à la plume, par Parseval-Grandmaison, à la séance du 9 Thermidor. (Ces mots sont de la main de M. de Pongerville à qui Parseval-Grandmaison donna ce dessin)) здесь расположены значительно ниже на листе! - А дело в том, что прежние фото сделаны в BNF, - а там на листе альбома вклеен сам маленький рисунок и под ним отдельной полоской - надписи

Maximilien Robespierre on the day of his execution [drawing].

Изображение

Attributed to Jacques Louis David, but signature at lower right corner may not be that of the artist.
From the collection of Victorien Sardou (1831-1908), French dramatist and collector; purchased from J. J. Champenois in 1928.

(Оба изображения из The Morgan Library & Museum можно открыть в новой вкладке в полном размере)


На днях на ebay была продана миниатюра

1627658426-2

- с такой вот подписью: ANTIQUE 1790s FRENCH MINIATURE HAND PAINTED PRESUMED PORTRAIT OF ROBESPIERRE
Диаметр самой миниатюры - 5,2 см. - Никаких других пояснений продавец не дал...

и в увеличенном масштабе

Буквально на днях совершенно другой поисковый запрос вывел меня на на архивированную страницу старого сайта Vive Liberta ( Nataly Red Rose)! - на замечательную подборку разнообразных материалов, относящихся к Революции 10 августа 1792. - Поскольку сама страница очень давняя, некоторые ссылки там не работают...
- К сожалению, мне пока не удалось найти эту подборку в более доступном для читателей актуальном виде - но добавлю актуальную ссылку на указанные там "Мемуары" Анаксагора Шометта (1792 год): Шомет - участник и очевидец событий - излагает свое видение переломного этапа Великой французской революции, от демонстрации 20 июня до победоносного восстания 10 августа 1792 г. и свержения монархии

Неожиданно адекватный фильм docu-fiction!





...неожиданно - потому что в совместном проекте участвует France Television, а текст - английский (увы, ничего не знаю об основных создателях...)

Прекрасно, что этот фильм озвучили по-русски (NB! - по заказу ВГТРК!), жаль только, что переводчику не знакома русская традиция передачи некоторых слов-терминов





...нашлось в другом месте

Сегодня 10 термидора CCXXIX года

В прошлом году я предложила своим читателям подборку ссылок на материалы lj минувших лет - среди которых, замечу, немало переводов, посвящённых Перевороту 9 термидора II года Республики - статья Альфонса Олара, главы из книг Альбера Оливье и Франсуазы Кермина, стихи Ипполита Бюффенуара - их вы найдёте (пока?) только в журналах переводчиц.

Сегодня - документы и материалы, относящиеся к этому событию - UPD 11 thermidor CCXXIX: в самом низу - два очень важных добавления:

Максимилиан Робеспьер. Речь в Конвенте 26 июля 1794 г. - 8 термидора II года республики, повторенная в тот же вечер в Обществе друзей свободы и равенства

Луи Антуан Сен-Жюст. Речь, начатая Сен-Жюстом на заседании 9 термидора <27 июля 1794 г.>, переданная в бюро Конвента по его распоряжению

Термидор: до и после - не самое удачное название для файла, в котором собраны протоколы заседаний Конвента, Якобинского клуба и Коммуны, относящиеся к Перевороту 9 термидора - собраны из двух выпущенных в 1926-27 гг. сборников документов по истории Великой Французской революции - "Французская революция в документах" Я.М.Захера и "Революционное правительство во Франции в эпоху Конвента" Н.М.Лукина

Поль Баррас - о Робеспьере перед Термидором (из черновиков к мемуарам) - один из лидеров переворота фактически свидетельствует против самого себя

Альфонс де Ламартин - о Термидоре - из Истории жирондистов: так завершается основной текст сочинения, опубликованный в 1847; его можно прочитать в русских изданиях начала ХХ века - а вот издатели начала века XXI (Захаров, 2013) этот текст "стыдливо" сократили - как и все вообще позднейшие авторские комментарии, где Ламартин, в частности, рассказывает о своём общении с свидетелями Великой революции...

Кареев Н.И. Неизданные протоколы Парижских секций 9 термидора II года. СПб., 1914 - (бесплатное скачивание на ЛитРес)

Кареев Н.И. Роль Парижских секций в перевороте 9 термидора По арх. источникам. Пг., 1814 - (доступно на НЭБ)

Захер Я.М. Девятое термидора. Л.: Прибой, 1926. 128 с. - Эта брошюра и по сей день остаётся самым подробным описанием событий переворота, какое есть на русском!

Фридлянд Ц. (Г.С) Девятое термидора: Доклад, читанный на заседании общества историков-марксистов 27 января - 3 февраля 1928 г. // Историк-марксист. 1928. № 7.

Захер Я.М. Плебейская оппозиция в Париже накануне 9 термидора // Новая и новейшая история. 1962. № 5. С.56-71

Киселева Е.В. Роль парижских секций в перевороте 9 термидора // 200 лет Великой французской революции. Французский ежегодник. 1987. М.: Наука, 1989. С. 69-82.

Таланян Е.Д. Переворот 9 Термидора глазами члена Комитета общественного спасения // Европа. 2005. № 5. С. 65-78 - о Бертране Барере - (этот ресурс требует регистрации)

Если ссылки не открываются - переходите на такую же запись в ЖЖ

Прокламация Национального конвента о заговоре Робеспьера, Кутона, Сен-Жюста, Леба, Анрио и т.д. против Республики. Пер. с фр. Сергей Кисляков по оригиналу: Collection générale des décrets rendu par la Convention nationale. Volune 45. P. 121-122 (№ 665)

Матьез А. Разногласия в правительственных комитетах накануне 9 термидора. Пер. с фр. Сергей Кисляков по оригиналу: Mathiez A. Les divisions dans les comités de gouvernment a la veille du 9 thermidor. : D’ après quelques documents inédits... // Revue historique. 1915. T. CXVIII. P.70-87.


В мае ЖЖ напомнил мне о двух старых записях, относящихся к Делу Дантона, - и мне подумалось, что правильным будет перенести этот материал сюда - тем более что этот дневник ведётся с более позднего времени...

18 мая 2008. Жан Жорес и "дело Дантона"
В моей Библиотеке - появилась очень важная глава из "Социалистической истории Французской революции" Жана Жореса - "Борьба против группировок"; она позволит читателю включить проблемы, связанные с "делом Дантона" в гораздо более широкий контекст политической и социальной борьбы, чем это обыкновенно представляется. Непосредственно примыкает к этому материалу небольшая статья Юлии Гусевой "Хотел ли Дантон спасти Людовика XVI?".

21 декабря 2007. "Старый Кордельер"
Газету "Старый Кордельер" Камилл Демулен выпускал 214 лет назад. Сегодня в моей библиотеке вы можете познакомиться с гораздо более обширной подборкой материалов из нее, чем прежде.
Заходите!

31 мая 2007 ...о "деле Дантона"
Жорж Дантон бывал в нашем доме не очень часто... а потом их пути разошлись... - Максимилиан глубоко переживал этот разрыв - но он принял на себя всю меру ответственности, когда взялся поправить обвинительный доклад, который Комитеты поручили Сен-Жюсту: так появились его Заметки против дантонистов... - Многие десятилетия спустя дело Дантона продолжало волновать историков, и один из них, Жюль Мишле, оставил подлинный панегирик Жоржу Дантону (Кордельеры и Дантон), другой, Альбер Матьез, защищая Максимилиана, попытался доказать, что обвинения, выдвигавшиеся против Дантона не были беспочвенными (Новое о Дантоне)... - Оба эти автора очень пристрастны в отношении и своих любимых героев, и их противников...

Ещё некоторые материалы, относящиеся к "делу Дантона" есть в моей библиотеке и на других ресурсах:

- текст выступления Робеспьера в Конвенте 11 жерминаля - в моей библиотеке;

- обвинительный доклад Сен-Жюста, произнесенный в тот же день от имени правительственных Комитетов - в моей библиотеке;

- материалы процесса дантонистов из книги Революционный трибунал в эпоху Великой французской революции (полный текст издания недоступен);

- биография Жоржа Дантона, принадлежащая перу Ц.Фридлянда и избранные речи самого Дантона - в моей библиотеке по изданию 1924 года

Сегодня lj напомнил о давнем объявлении по Библиотеке:
Манон Ролан была замечательной женщиной нашего времени. Я тогда не понимала ее, не понимала, зачем женщине заниматься политикой - что пытается объяснить С.А.Лосев. Она не бывала в нашем доме, но я помню, что в тот страшный день 17 июля 1791, когда Максимилиан впервые появился у нас, она тоже беспокоилась о его судьбе и была готова предоставить ему убежище. И знаю, что она несколько раз писала ему. ... И я знаю теперь, что она тоже любила - об этом рассказал Евг. Богат.

Два письма Манон Ролан к Робеспьеру - пришлось добавить:

Манон Ролан – Робеспьеру
Ландауэр Г. Письма о Французской революции /
Пер. с нем.; с предисл. проф. И.Бороздина. –
М.: Прометей. 1925. Т. 2. – С. 28-32, 72-77


Робеспьеру в Париже.
Ле-Кло Ланлатьер, церковный приход Тезе...
27 сентября 1791 г.

В недрах столицы, очага стольких страстей, где Ваш патриотизм вступил на столь же затруднительный, сколь почетный путь, Вы, милостивый государь, не без интереса получите из глубочайшего одиночества письмо, написанное свободной рукой, продиктованное чувством уважения и удовольствия, которое испытывают люди чести при своем обмене мнений между собой. читать дальше


Робеспьеру.
Лазарет при Сент-Пелажи,
23 дня, 1 месяца, второй год (14 октября 1793 г.).
Среди этих одиноких стен, в которых уже почти пять месяцев могла подчиняться своей судьбе угнетенная невинность, появляется чужой... Это врач, которого мои тюремщики позвали ради своего собственною спокойствия, ибо как бедствиям природы, так и несправедливости людей, я не могу и не хочу противопоставить что либо иное, как спокойное мужество. Как только он услышал мое имя, он заявил, что он друг человека, к которому я, быть может, отношусь не иначе, как с любовью. читать дальше

20:59

14 июля!

Ещё раз напомню своим читателям, что национальный праздник французов - это не только День взятия Бастилии в 1789 - но также и День Рождения Нации - Праздник Федерации 1790, единение всех сословий и всех частей, всех провинций Франции, представители которых, федераты, съехались в Париж...

Хочу показать вам интересную гравюру, которую предлагают на ebay:

Louis Ernest Lesage Révolution Paris Balle Bastille Danse_1

Lesage, Louis Ernest (1847 à Paris - 1919 ibid) : "Bal donné sur les Ruines de la Bastille 1790" eau-forte originale aquatinte environ 30x56cm (taille image/image) par SAHIB alias Louis E. Lesage sur papier fait main (45x62cm) en dessous du image signée et typographiquement titrée et inscrite au crayon ; Geny-Gros Paris vers 1900

(по ссылке вы найдёте два увеличенных фрагмента этой гравюры
картинка кликабельна!)

...мне подсказали:

Оживляем героев Великой французской революции от Робеспьера с Дантоном до Сен-Жюста и Ла Файета #нейросеть



Последнее время livejournal регулярно мне (как и всем остальным!) напоминает, что было написано в моём журнале в этот день. - И поскольку пишу я редко, но записи представляются мне небезынтересными для моих сегодняшних читателей, я с начала мая публикую соответствующие сообщения - порою с некоторыми дополнениями с ними связанными. Заходите!

Cегодня lj напомнил мне о дате, которую я чаще всего пропускаю...
В нынешнем году 20 прериаля также пришлось на 8 июня, как и в 1794 - но на сей раз это не воскресенье...

Пятнадцать лет назад я дала две ссылки на материалы только что размещённые тогда в моей библиотеке:
глава из книги Кристофера Доусона "Боги Революции"
и из книги Моны Озуф "Революционный праздник: 1789–1799"
- Чем они интересны на мой взгляд.
Кристофер Доусон - английский католик, принявший веру в 25-летнем возрасте, и это уже ставит его в весьма интересную позицию - и в ряд с такими английскими католиками как Честертон и Толкин! - написал книгу примерно в середине минувшего века... При этом его позиция отрефлектирована: "Историю секуляризации современной культуры еще придется написать, и причины этого достаточно легко понять. Ибо, с одной стороны, на сознание секуляризованного большинства столь глубоко воздействовал процесс секуляризации, что оно не может рассматривать этот процесс в объективной исторической манере, в то время как с другой стороны, религиозному меньшинству было навязано положение негативной оппозиции, которое не более благоприятно для беспристрастного исследования"
(Между прочим, попытавшись выяснить, не было ли это место уже процитировано где-нибудь в Сети, нашла только наш разговор в diary шестилетней давности - посмотрите всю линию комментариев!)
Мона Озуф - один из признанных лидеров "ревизионистского" (или "критического" - как предпочитают себя называть современные российские историки) направления в изучении Великой Французской революции; её книга - интереснейшее фундаментальное исследование, и между прочим, она обращает внимание, что декретированная уже после Термидора система празднеств - так же была посвящена Верховному Существу, - но я предлагаю своим читателям задаться при чтении этой главы вопросом, в какой мере выводы автора логически вытекают из так сказать самого корпуса исследования!

Однако сегодня мне хотелось бы предложить вам ещё несколько ссылок на тему - и не только на мою библиотеку:

- Жан-Жак Руссо "Исповедание веры савойского викария" - фрагмент четвертой книги педагогического романа великого Жан-Жака Руссо "Эмиль, или О воспитании"
- С.В. Занин «Гражданская религия» Жан-Жака Руссо - замечательная статья, которая позволяет понять самый смысл введения т.н. гражданской религии

- Альфонс Олар Культ Разума и культ Верховного существа во время Французской революции в библиотеке Vive Liberta вы найдёте еще две его работы на близкую тему. - Альфонс Олар - последовательный и убежденный французский республиканец умеренно-либерального толка, а для французской республиканской традиции это означает практически неизбежно жесткий, последовательный и даже воинствующий антиклерикализм и негативное отношение к какой бы то ни было религии, религиозной вере как таковой... - И это не может не сказаться на том, на что он обращает внимание в своих работах, посвященных религиозным сюжетам Французской революции, а что для него попросту не существует... - А не существует, в частности, и такое понятие как гражданская религия, и все, что связано с идеей божественного начала и бессмертия души, воспринимается как суе_верие (разумеется, утрирую, но полагаю, по меньшей мере доля истины в этом имеется...)

Максимилиан Робеспьер Об отношении религиозных и моральных идей к республиканским принципам и о национальных праздниках - речь 7 мая 1794 г.

А.А. Матвеева-Леман Праздник Верховного Существа 20 прериаля II-го г. - 8 июня 1794 г.: критический очерк - ученица Альфонса Олара в деталях повествует об этом празднике - а граждане Vive Liberta предлагают связанный с этой статьёй дайджест

Максимилиан Робеспьер Речи на празднестве "Верховного существа" - речи 8 июня 1794 г. - обратите внимание, сколько примерно минут требуется на произнесение каждой из этих речей - и вспомните, что нам показывают во второй части фильма "Французская революция"! - сцена, определённо отзеркаливающая открытие Генеральных Штатов в первой части... - но можно ли успеть задремать во время речи Робеспьера на этом празднике?

Луи Блан Глава IX (Философия) 6 тома его «Истории французской революции» (дискуссия о Провидении между жирондистами и Робеспьером в Якобинском клубе 26 марта 1792)

Владимир Максаков Робеспьер и Церковь: заметки к теме - мне не очень по душе эта статья - по причинам, которые указаны в пространном комментарии именно к этой ее электронной публикации (текст статьи также здесь)

28 мая 1871 года отгремели последние бои на улицах Парижа. Пала Парижская Коммуна, просуществовавшая 72 для.

Я уже показывала своим читателям материалы из Музея Коммуны в Сен-Дени и рассказывала о том, как четыре с половиной года назад, 29 ноября 2016, Национальное собрание Франции не просто реабилитировало участников Коммуны, но признало, что они сражались и погибали за подлинные республиканские ценности

А сегодня хочу познакомить вас с интереснейшим проектом английского режиссёра Питера Уоткинса «Коммуна (Париж, 1871)» («La Commune (Paris 1871)», 2000 г.

«Коммуна» (Париж, 1871 г.) была известна своим очень большим актерским составом. В основном это непрофессионалы, в том числе многие иммигранты из Северной Африки . Участники провели большую часть собственных исследований для проекта. Уоткинс однажды сказал о фильме: «Парижская Коммуна всегда была серьезно маргинализована французской системой образования, несмотря на - или, возможно, потому, что - это ключевое событие в истории европейского рабочего класса, и когда мы впервые встретились, большая часть Актеры признали, что они мало или совсем ничего не знают об этом предмете. Было очень важно, чтобы люди принимали непосредственное участие в наших исследованиях Парижской Коммуны, таким образом получая экспериментальный процесс анализа тех аспектов нынешней французской системы, которые терпят неудачу. ответственность за предоставление гражданам подлинно демократического процесса с участием всех заинтересованных сторон».
В 2009 фильм вышел в русском переводе - и между прочим, в титрах в числе участников русского проекта указаны и граждане сообщества Vive-Liberta!

Часть первая




Часть вторая




И вновь - ссылки - совершенно разные!

1. Буквально на днях - определённо к дате! - Катарина В. предложила читателям коротенький рассказ Вечер в хорошей компании - с таким вот дисклеймером:
В истории Дантон и Робеспьер остались непримиримыми соперниками. Однако в жизни им нередко приходилось бывать союзниками - и хотя их вряд ли можно было назвать друзьями, но и врагами осенью 1793 года они еще не стали. Или?..

- У неё на этом ресурсе еще три рассказа:

2. Еще в феврале граждане Vive Liberta нашли интересного немецкого поэта межвоенного периода Гертруду Кольмар:

В комментариях граждане указали ещё несколько ссылок, среди которых:
- список ее стихов Gedichte von Gertrud Kolmar
- отдельно цикл Robespierre von Gertrud Kolmar
в котором однако не указаны:
- Bildnis Robespierres
- Saint-Just in Blérancourt

К сожалению, я совсем не знаю немецкого - а читать через Гугл-переводчик, тем более стихи, - сами понимаете...

Начну со ссылки, которую следовало здесь дать ещё полтора года назад!
Именно тогда elisaveta_neru представила в своём журнале замечательный рисованный фильм Антони Паскаля Robespierre - le film - представила с субтитрами выполненного ею перевода!





...Между прочим, у Антони Паскаля есть ещё весьма интересный репортаж о том, как он посетил помещение того самого второго этажа дома на Сент-Оноре 398 (современный нам адрес) - J'ai visité la chambre de Robespierre - причём не только фотографии сделал, но и наглядно сопоставил сегодняшние параметры помещения - с старинным чертежом из первого издания первого тома "Старых домов" Ж.Ленотра (во всех последующих изданиях чертёж отличается! - надо будет как-нибудь об этом написать!)

А вот elisaveta_neru позднее сделала субтитры к ещё одному проекту Антони Паскаля -
Революционные места: раньше и сейчас:

с радостью сообщаю, что моя Гостиная, доступ в которую был закрыт почти полгода по независящим от меня техническим причинам - вновь открыта для вас! Заходите!

10.10.2020 в 08:43
Пишет  allamarie:

Музею М.Р. в Аррасе - быть!
Муниципальные власти Арраса наконец приняли положительное решение. Подробности в Юманите.

URL записи

Ссылкой на Vive Liberta! поделилась Алла Джейкобс, создатель сайта Collot d'Herbois (это русская версия трёхъязычного сайта)

Вот что написали в l'Humanité:

Enfin un musée pour Robespierre, le plus célèbre des Arrageois
Mercredi 7 Octobre 2020
Jacques Kmieciak
Figure emblématique de la Révolution française, l’Incorruptible aura son musée à Arras, sa ville natale. La décision a été enfin prise, en réponse à une demande ancienne.

D’ici 2026, Maximilien Robespierre (1758-1794) aura son musée dans la maison où il vécut de 1787 à avril 1789 et son départ pour les états généraux, à Versailles. Frédéric Leturque, le maire de centre droit, l’a confirmé. Lorsqu’en 2016, l’association les Amis de Robespierre pour le bicentenaire de la Révolution française (ARBR) lui exposait, pétition de 7 000 signatures à l’appui, une revendication trentenaire, la municipalité a sans doute compris tout l’intérêt économique et touristique qu’elle pouvait tirer de l’exploitation de son image. Même si l’action de l’avocat arrageois au sein du comité de salut public continue de susciter l’ire de ses contempteurs, qui le présentent comme un tyran sanguinaire, en dépit des travaux « de nombreux historiens actuels de la Révolution qui démontent, depuis une dizaine d’années, ces préjugés », commente Alcide Carton, le président de l’ARBR.

Ni sacralisation ni dénigrement
En fait, « il s’agira moins d’un musée que d’un centre d’interprétation. Pas question de sacraliser Robespierre, ni de le dénigrer, nous sommes plutôt dans une logique d’explication de son rôle pendant la Révolution, en faisant la part belle aux outils numériques. Il s’agit de repositionner Robespierre dans sa ville natale », insiste Laurent Wiart, conservateur en charge du patrimoine à Arras. Son contenu sera défini par un comité scientifique notamment composé de Guillaume Mazeau et Hervé Leuwers. « La controverse n’est pas leur propos. Ces historiens font de l’histoire », se réjouit Alcide Carton, pour qui les combats (laïcité, liberté d’opinion, égalité sociale, droits à l’éducation et de vivre dignement, etc.) de Robespierre « restent d’actualité ». En février prochain, le conseil municipal devrait se prononcer sur la création de cet espace muséographique, dans le cadre du plan pluriannuel d’investissement. Son coût, supporté à hauteur d’un tiers par la ville, est estimé à 800 000 euros. Des lettres signées de l’Incorruptible, un acte de baptême, une assiette à sa gloire pourraient alimenter cet espace à vocation pédagogique.


Пока - только несколько портретов, не требующих дополнительных комментариев...

1. Работа Женевьевы Бульяр.

Saint-Just_Bouliard_1+

Портрет находится в частной коллекции, представлен на французском сайте Луизы-Антуанетты

это фото - с экрана монитора в доме Сен-Жюста в Блеранкуре, сделано мною в декабре 2017, после коллоквиума в Суассоне...

Не правда ли, есть заметное сходство в чертах лица с тем, как их изобразила Адель Романи...

2. Акварель XIX века

s-l1600_072a

Продана на eBay в конце позапрошлого года; к сожалению, не сохранила информацию, но кажется это миниатюра диаметром около 10 см

3. Пастель XIX века, копия с т.н. *пастели Леба* из музея Карнавале

Продана на eBay в апреле прошлого года
...всё кликабельно!