Минувшим летом довелось сфотографировать еще два портретных изображения Огюстена - точнее, варианты тех, что уже показывала:

во-первых - это вариант гравюры по рисунку Франсуа Бонвиля, который сфотографирован в Национальной библиотеке - у них там есть доступное для читателей собрание фотографий имеющихся у них портретных изображений разных исторических лиц - увы, неполное...



заметьте, он отличается от того, что экспонировался в мэрии Арраса в 2008


В музее Давида Анжерского я, разумеется, сфотографировала и медальон с портретом Огюстена



Витрина, в которой он помещен, расположена не самым удачным образом, потому на фото остались блики от стекла - которых гораздо меньше на фото, сделанном в Визиле

Немного с опозданием сообразила, что в нынешнем году ему - 250!

Позвольте по этому поводу показать несколько фотографий его скульптурного портрета, выполненного Клодом Андре Десенем - в Консьержери, где находится этот бюст, он наконец-то правильно подписан!





читать дальше

а также пару фотографий портрета его старшего брата, выполненного тем же автором (музей в Визиле) - оцените фамильное сходство!



читать дальше

Этот портрет я сфотографировала в музее Карнавале во второй свой визит в Париж, в мае 2008



- вовсе не потому, что сам персонаж для меня столь уж значим - имеющихся в сети портретов Пьера Бриссо вполне достаточно, однако в Карнавале рядом с портретом - табличка, указывающая на совсем другого персонажа

Ну и кто же, выходит, изображен на известном портрете Пьера Бриссо?!

Сегодня шумовым фоном шел сериал "Джен Эйр" 1983 года... Шел себе и шел - не первый раз! - и вдруг - поднимаю глаза - и...



- присматриваюсь - дальше и дальше





Этот сравнительно небольшой эскиз Питера Пауля Рубенса к картине "Коронация Марии Медичи" я увидела пару лет назад в Эрмитаже. Не знаю, обратила бы на него внимание в богатейшем и роскошнейшем Рубенсовском зале - тем более, что есть там у меня действительно любимая картина, которую могу рассматривать бесконечно


Гуглевала вчера картинки - о обнаружила:



Saint Sebastian by Antonio Giorgetti

и напомнило мне это одну известную картину времен Революции, от которой, увы, остались лишь эскизы да сделанная с нее гравюра...

А вам?


На ebay.fr появился portrait miniature de philippe lebas révolutionnaire français mort en 1794


с таким вот описанием:
portrait ancien sur une petite boite ronde, à l'intérieur il y a une vitre et un morceau de carte à jouer derrière. Sur la bande jaune il est écrit qu'il s'agit de "Philippe Lebas frère de mon grand père député à la convertion en 92"


другие ракурсы

UPD 16.01.13. В связи с тем, что на ebay.fr фотографии исчезают, мне пришлось переместить их к себе...


Бюст Сен-Жюста, который и был первоочередной целью моего визита в музей Давида д'Анже, стоит в галерее на хорах - для создания музея было использовано здание старинной полуразрушенной церкви



Стоит он в компании Пьера Клода Дону и Андре Шенье



Однако мой взгляд при подъеме на хоры зацепился прежде всего за бюсты, стоящие напротив, точнее, за один из них


Известно, что выдающийся французский скульптор Пьер Жан Давид, обыкновенно именуемый Давид д'Анже, или Давид Анжерский, автор более чем пятисот портретных медальонов, а также бюстов не только своих современников, но и персонажей исторических, среди которых немало деятелей Великой французской революции, создал и два изображения Сен-Жюста.
Известно также, что по меньшей мере одна бронзовая отливка созданного им бюста Сен-Жюста попала в Россию, привезенная Владимиром Ивановичем Танеевым





Полмесяца назад мне довелось добраться до родного города скульптора, посетить его галерею и увидеть оригинал

Однако оказывается, существует еще по меньшей мере одно портретное изображение Сен-Жюста, созданное Давидом д'Анже - это барельеф "Флерюс" на Триумфальной арке в Марселе, модель которого также представлена в галерее скульптора

Зашел на днях разговор о памятниках - о том, нужен ли в Париже памятник Робеспьеру и Сен-Жюсту - и мне вспомнилось, что такой памятник, вообще-то, существует... Ну, не им персонально...
Но давайте зайдем в Пантеон, на фронтоне которого начертано: "Великим людям - благодарное отечество". В глубине пространного помещения, прямо напротив входа вы увидите многофигурную скульптурную группу - "Национальный Конвент", созданную в первой четверти ХХ века скульптором Франсуа-Леоном Сикаром (доступные источники указывают дату от 1913 до 1924 гг.):



Поскольку сегодня - день рождения Антуана Сен-Жюста, обратим внимание сначала на группу справа от центральной скульптуры (Конвент - la Convention - олицетворяет женская фигура с мечом в руке), символизирующую военные победы молодой Республики:



Фигуры солдат - достаточно условны, у них нет имен, однако во главе их всадник, черты которого вполне узнаваемы (нынешним летом мне удалось, наконец, сделать несколько достаточно четких фотографий!) - и это, несомненно, Сен-Жюст


Буду в Москве с 20 по 29 июля и 17 августа, в Питере - 30 июля и 15-16 августа. Доступна для контактов

Предложение.

На улице Сентонж в квартире бедной
Сидит, весь погруженный в размышленья,
За письменным столом мужчина бледный.
Как стоит отвечать на предложенье?

Они просили жить у них остаться.
Их искренность была так неподдельна,
Что не сумел я сразу отказаться,
Плененный добротою беспредельной.

Я знаю, что чисты их побужденья,
Мне показалось, что обрел семью я.
Боюсь тем больше злоупотребленья:
Оставшись с ними, ими я рискую.

В опале я – тут вовсе нет секрета,
Но если б и забыть про ту заботу,
Преграда для меня – не только это,
Мне дико утруждать, стеснять кого-то…

Однако – искушение огромно!
Рассудка голос уж почти не слышен.
В укладе их всё просто, честно, скромно,
При этом всё таким уютом дышит!

А впрочем, пóлно, дело не в укладе,
А только в Ней, которую там встретил.
Я не могу забыть об этом взгляде,
Он в этот миг затмил мне всё на свете.

Я, право, сам не знаю, что со мною.
В аду, на небе побывал в тот день я.
Всё началось кровавой пеленою,
А завершилось счастья обретеньем.

Судьбою мы назначены друг другу,
И суждено нам быть навеки вместе.
Нашёл я разом и любовь, и друга.
Похоже, сердце разум перевесит…

Опасность мы преодолеть сумеем.
Мне будет рядом с нею всё по силам!
Я больше ни о чём не пожалею,
Меня не испугает и могила!

Текут судьбы неведомые реки,
Она порой играет дивно с нами…
Я думал – ухожу от них навеки,
А вышло, что вернулся за вещами.

                                                            16.05.2012.
                                                        Елена Критская

(публикую эти стихи с разрешения автора)


>

и еще три гравюры

Вчера вечером в результате пожара пострадал дом Сен-Жюста в Блеранкуре.
Le musée de Blérancourt ravagé hier soir par un incendie



здесь пожар еще только начинается...

В соседнем дворе готовили барбекю; от огня взорвался газовый баллон; пожар перекинулся на дом Сен-Жюста. Ущерб пока точно не установлен.

Nuit tragique à l'office de tourisme de Blérancourt - на официальном сайте Блеранкура - несколько уже ночных фото



UPD.

Ночью пришло письмо от Анны Кенеде, председателя Association pour la sauvegarde de la maison de Saint-Just, с первичной информацией о потерях. Пока даю ссылку на англоязычное жж-комьюнити, где тоже сообщается о пожаре, и автор поста приводит текст письма Анны по-французски и в переводе на английский

и - одно из дневных послепожарных фото с Блеранкурского сайта



В моей библиотеке - новые поступления! Эксклюзив!

Во-первых, предлагаю вашему вниманию перевод статьи известного французского историка Флоранс Готье Женщины в публичном пространстве: Политика демократической галантности в представлении Робеспьера (2009). Автор предлагает достаточно неожиданный для нашего читателя взгляд на проблему, связывая культуру галантности - которую не следует смешивать ни с либертинажем, ни с учтивостью - и распространение в обществе представлений о равенстве сословий и равенстве полов; она ломает привычные многим стереотипы - позволяя взглянуть на проблему под несколько иным углом, чем в уже знакомой вам статье «У народов действительно свободных женщины свободны и окружены любовью» (vertu и гендерные стереотипы робеспьеристов: идеал и действительность) (2008).

Еще одну статью Флоранс Готье - Робеспьер – создатель теории Прав человека и гражданина своего времени (1994) - я выкладывала прошлым летом в ЖЖ - и теперь, наконец, помещаю в Библиотеку в слегка отредактированном и основательно откомментированном виде. В этой статье автор еще не обращается к концепции классического республиканизма, но поднимает проблемы, свойственные этому подходу; замечу, что тоже самое можно сказать и о написанной тогда же статье А.В. Гордона Иллюзии-реалии якобинизма (1995). Ср.: М.А. Филимонова "Классический республиканизм в американской и французской революциях" (2004)

В этой статье Флоранс Готье, наряду с многим другим, говорит о том, что, вопреки устоявшимся представлениям, принятый 14 июня 1791 г. закон, запрещавший профессиональные объединения и совместные выступления рабочих (закон Ле Шапелье) не действовал непрерывно до 1864 г., а, связанный с т.н. Военным законом, был вместе с ним отменен при якобинцах (23 июня 1793 г.) и вновь восстановлен два года спустя в Конституции 1795 г. Аргументация Ф.Готье не убедила Юлию Гусеву, которая написала по этому поводу небольшую статью Из истории французского антирабочего законодательства: К вопросу об отмене закона Ле-Шапелье (2010).

Наконец - еще один знакомый читателям текст - известная статья Хилари Мэнтел Робеспьер: 'Что это за человек – и что это за толпа женщин вокруг него!' (2000) - но здесь восполнены несколько лакун, имеющихся в превосходном переводе Г.Маркова, которые составляют примерно десять процентов текста, причем пропущены были фрагменты, имеющие особенно личный характер.

(переводы - мои)


Давно уже собиралась показать моим гостям революционную графику Павла Бунина - не всю, разумеется, а лишь те рисунки, которые мне представляются наиболее интересными...

На открытии Генеральных Штатов

На открытии Генеральных Штатов
Иллюстрация к книге А.П.Левандовского "Робеспьер" (1959)

Гравюры публиковались в разных изданиях, к примеру

Дополнительная информация для тех, кто подписал петицию о создании музея Робеспьера:

Если Вы подписали петицию, и в ответ получили послание, в котором воспроизводятся данные, которые Вы вписали в форму петиции - вероятно, что-то оказалось непонятным для принимающих, поэтому повторите, пожалуйста, в ответном письме ([email protected] - Alain Cousin) данные о себе!

И обязательно поищите свое имя в подписном листе - последнее время он обновляется каждые два-три дня.

У каждого из нас есть возможность посодействовать тому, чтобы в г. Аррас (деп. Па де Кале, Франция), появился музей, посвященный самому, пожалуй, знаменитому уроженцу этого города Максимилиану Робеспьеру – для этого достаточно подписать петицию, обращенную к мэрии Арраса, которую подготовила l'Association ”Pour un musée Robespierre à Arras” – ибо вопрос прежде всего в том, какое решение примет мэрия в отношении принадлежащего ей недвижимого имущества.

Речь о небольшом двухэтажном здании, известном как «Дом Робеспьера»


(фото мое, 29.07.2011)

Это тот дом, в котором Робеспьер жил с 1787 по 1789 гг., его последнее жилище в родном городе (подробнее о том, где жил Робеспьер, можно прочитать в статье А.П. Левандовского, о дальнейшей судьбе самого дома – здесь, по-французски). В 1990 этот дом был приобретен мэрией Арраса и передан в аренду компаньонажу строителей, который этот дом отреставрировал – и устроил в нем собственный музей
Насколько я поняла, в этом году срок аренды истекает, и она может быть либо прекращена, либо продлена, и именно это дает основание обратиться к мэрии города Арраса с предложением передать эту муниципальную собственность в распоряжение Les Amis de Robespierre pour le Bicentenaire de la Révolution Française для создания там музея, посвященного Робеспьеру и Революции. Что касается музея компаньонажа – для него предлагается предоставить другой дом – информацию (на французском) можно найти в новостной ленте AMRA

Можно по-разному относиться к персоне и к деятельности Максимилиана Робеспьера, но, право же, масштаб этой личности таков, что едва ли правильным является то, что в его родном городе все еще нет музейной экспозиции специально ему посвященной! – Это вовсе не означает, что граждане Арраса не чтят память своего знаменитого земляка!

Вернемся, однако, к петиции. При ее заполнении у кого-то из вас может возникнуть вопрос – а что это такое – Libellé2 de voie/ Address 2nd line? – Эта строка связана с особенностью французских адресов, просто пропустите ее!

На данный момент собрано около 2500 подписей – из разных стран! – и нужно еще столько же. Мнение общественности может оказаться решающим – так, в мае минувшего года движение общественности, активный сбор средств для приобретения выставленных на аукцион рукописей Робеспьера подтолкнули Министерство культуры Франции выделить почти миллион евро для их приобретения Национальным архивом! – Сама я петицию подписала еще в августе…