Шарлотта Корде: как могла женщина сделать это?..
Размышления 13 июля
Для начала поясню смысл задачи. Р.Дж.Коллингвуд предлагал в любом историческом событии разделять «внешнюю» и «внутреннюю» стороны; внешняя может быть описана в терминах (физических) тел и движений, внутренняя – в терминах мысли. Переход Цезаря через Рубикон (его, Коллингвуда, пример) в терминах тел и движений – переправа человека по имени Гай Юлий Цезарь во главе большой группы людей (армии) через реку под названием Рубикон; в терминах мысли – попрание Цезарем законов Римской республики, вызов этим законам. Вы привыкли рассматривать поступок Шарлотты Кордэ «в терминах мысли» – попробуйте представить его в терминах тел и движений, «забыв» даже об именах: молодая женщина звонит в дверь, входит – что видит (забыли об именах, только глазами) и что делает – как в полицейском протоколе…
При этом и сам поступок Шарлотты, и последующие действия (бездействие) совершенно явно рассчитаны на вполне определенный публичный эффект. Хочу подчеркнуть, что не собираюсь ставить под сомнение мотивы, которые ею двигали. Но вот с точки зрения этих мотивов – последствия поступка оказываются противоположными тому, к чему она судя по всему стремилась, т.е. он оказывается даже не просто бесполезным, а даже наоборот…

Действующие лица

«Есть два Марата: Марат, которого знает весь мир, ужасный безжалостный проповедник гильотины, который требовал пятьсот тысяч голов для украшения Алтаря Отечества, не о нем речь; предпочитаю верить во имя чести рода человеческого, что такой негодяй никогда не жил на свете; но есть другой Марат, о существовании которого в настоящий момент никто не подозревает, тот, который был учеником и почитателем Жан-Жака Руссо, друг природы, что стоит большего, чем быть на его манер Другом Народа, ученый автор множества открытий в химии и физике, достойных Ньютона, энергичный писатель, который написал философскую книгу, достойную женевского мыслителя», – заявил в 1847 году в беседе с двумя известными библиофилами Шарлем Нодье и Полем Жокобом Эме Мартен, приобретший у сестры Марата Альбертины рукопись его романа, известного в настоящее время под названием «Похождения молодого графа Потовского. Роман сердца»

Начнем опять с персоны...
Жорж Жак Дантон



А далее - в хронологической последовательности событий

Не в силах уддержаться, чтобы не запостить здесь еще несколько свежих находок:

прежде всего - Жан-Поль Марат собственной персоной



далее - Байи в Зале для игры в мяч

Выношу в отдельный пост - иначе потеряются...



- здесь - представление не требуется ;)

А вот это - погребение генерала Марсо:



Чаще всего мне встречались в сети тарелочки, изображающие Камила Демулена - в тот историчесий момент, когда он позвал парижан идти на Бастилию



они очень похожи одна на другую

Фото тарелки с изображением Сен-Жюста было сделано для меня на проходившей несколько лет назад в Москве выставке подарков Сталину joachim-murat


а другую я впервые увидела в доме Сен-Жюста в Блеранкуре

Давно уже хочу показать моим читателям небольшую коллекцию "портретных" тарелочек (точнее - их фотографий), что собралась у меня отчасти из сети, отчасти...
Тарелочки разного возраста - есть изготовленые в годы Революции, есть выпущенные к ее столетию, есть современные нам, выпущенные к двухсотлетию и позднее. К сожалению, которым сто лет, а которым - двести - сказать точно не смогу, ну а самые новые вы, полагаю, узнАете!



и еще десяток!

Когда-то, показывая своим читателям малоизвестные портреты известных комитетчиков, привезенные из поездок во Францию, я задавалась вопросом об их авторе, об их происхождении. И вот, около года назад такой ответ был найден - благодаря портрету Максимилиана Робеспьера, привлекшему внимание граждан сообщества Vive Liberta

Robespierre

Мне этот рисунок давно и хорошо знаком - он был использован в качестве иллюстрации во втором издании книги А.П.Левандовского "Робеспьер" (М.: Молодая гвардия, 1965; вклейка напротив с.272) с пояснением "современный рисунок", но никогда не приходило в голову связать его с теми тремя, что меня интересовали

На эти две картины мне неднократно доводилось давать ссылки в комментах других журналов, к примеру, вот здесь, но до сих пор так и не показала их у себя. А ведь у меня имеются крупные планы!

Итак, во-первых, картина Альфреда Луде (Loudet, 1836-1898) "Марат", размером во всю стену, не менее чем 3х5 метров


(отсюда, страничка Музея Французской революции с Визиле)

Художник вдохновлялся сценой из пьесы Франсуа Понсара


Вот уже довольно много времени прошло с тех пор как я предложила вашему вниманию четыре гравюры из книги Эрнеста Амеля, пообещав со временем показать еще некоторые.
Ну что ж, выполняю, наконец, это обещание!





Эти две гравюры относятся к одному и тому же дню, 30 сентября 1791, последнее заседание Учредительного собрания, по выходе из которого парижане устроили триумфальную встречу Неподкупным Законодателям Робеспьеру и Петиону

Остальные изображения едва ли можно приурочить к какой-либо дате




UPD. Актер - не в этой роли, в другой, но это фото наиболее близко - показался мне очень похожим на другого, как потом выяснилось, актера, причем не только внешним обликом, но и манерой держаться и мимикой... - вот и пытаюсь понять, мой ли это персональный глюк...

Неизвестный портрет Сен-Жюста, который я показала пару месяцев назад, приобретен недавно архивом департамента Эна!



Об этом сообщила Анна Кенеде (Anne Quennedey), президент Ассоциации сохранения дома Сен-Жюста (L’Association pour la sauvegarde de la maison de Saint-Just).

Нашла практически полный комплект известных гравюр по рисункам Раффе - тех самых, что иллюстрировали второе издание Ламартиновских "Жирондистов" - в достаточно хорошем разрешении!
Вот достойный пример



(Недостает в комплекте Мирабо - но он есть в несколько меньшем размере вот здесь)


Один из них я уже показывала несколько лет назад



Фото было сделано в музее Ламбине в городе Версале 27 июля 2008 - тогда он стоял в верхней части стеклянной витрины в полутемном зале. С тех пор экспозиция музея радикально поменялась, и ряда интересных экспонатов, в частности - портрета Робеспьера работы Боза, - в июле 2011 там не было, а терракотовый бюст Сен-Жюста работы неизвестного автора конца XVIII века поставлен иначе - в низкой витрине, посвященной Революции

Еще один интересный портрет минувшей осенью обнаружила в замке Блуа Елена Викторова - вам знакомы ее переводы - и с ее разрешения предлагаю вашему вниманию фотографии бюста, выполненного в 1903 Пьером Рошем:



и еще несколько

А эта терракотовая маска - из дома Сен-Жюста в Блеранкуре. В мае 2008 она стояла на окне в первом этаже



еще несколько фотографий


Встретился мне на просторах инета, у одного аукциониста вот такой рисунок, выставленный в марте 2007

frad00214_000237
(UPD 18.02.15: мне пришлось заменить удаленный из сети рисунок - сохраненной копией большего размера, которая стала предметом обсуждения несколько месяцев спустя)

- и подписанный:

FRENCH SCHOOL, 18 > (France)
Title : Portrait de Louis Saint Just
Category : Drawings
Medium :
: Black chalk, htd with white on beige paper
: Pierre noire, reh. de blanc sur papier beige

- Рисунок очень мелкий, но еще в одном месте обнаружился вариант покрупнее, правда слегка обрезанный

906651200
(UPD 18.02.15: мне пришлось заменить удаленный из сети рисунок - сохраненной копией)>

Rare Portrait Inédit De Saint-Just, Dessin De La Fin Du Xviiie.

Autographes

Très rare portrait inédit de «l'archange de la Terreur», en buste, le cheveu en bataille, la redingote ouverte sur un foulard blanc. Thème : Révolution .
Auteur : Louis Antoine Saint-Just (de) (1767-1794) Conventionnel montagnard, soutien indéfectible de Robespierre avec qui il monte sur l'échafaud le 9 thermidor.

Вы что-нибудь понимаете?! Почему это они его - Auteur - назвали?!!

UPD.
Светлана Юхлина прислала рисунок Сен-Жюста из музея Карнавале



Когда в июле 2008 в кафе Прокоп я стала со всех сторон фотографировать гипсовый тонированный бюст, что стоит в небольшой застекленной с трех сторон витрине на площадке между первым и вторым этажом, налево от стола, за которым, как говорят, сиживал некогда Вольтер, и столешница которого была, согласно преданию, повреждена, когда по ней в гневе ударил кулаком Папаша Дюшен



(фото mlle Anais, поведавшей тогда же об этом визите в кафе Прокоп ;))

я и не догадывалась

Вот уже несколько раз мне доводилось отыскивать в массовых сценах на картинах и в скульптурных композициях - изображения Максимилиана Робеспьера - здесь, здесь, здесь, здесь. В нескольких композициях - здесь и здесь - присутствует и Сен-Жюст; еще в одной - пусть мое предположение и расходится с официальным представлением персонажа на Триумфальной арке в Марселе - с кем прежде всего ассоциируется победа при Флерюсе 26 июня 1794 - с Журданом или с Сен-Жюстом?!

Ну а если еще пофантазировать?!
В очередной раз рассматривая в музее Карнавале картину Шарля Тевенена, изображающую Праздник Федерации 14 июля 1790 года


(фото отсюда)

пригляделась к центральной группе на переднем плане


С давних времен встречается в сети очень мелкое изображение женской головки, под которым указывается, что это портрет Элеоноры Дюпле. Рисунок по стилю относится к XIX веку (если я в этом что-нибудь понимаю).
И вот - в Национальной библиотеке мне удалось найти фотографию этой гравюры (даже две - фотографии)



покрупнее - с другой фотографии

Но обратите внимание - какая надпись вверху на паспарту фотографии! - вспоминаются самые разные недавние разговоры...

Долгое время я считала, что Луиза де Керальо (Кералио), в замужестве Робер, писательница, журналистка и общественный деятель, первая республиканка Франции и со-редактор газеты "Le Mercure National", родилась в январе 1758 - но в последнее время справочники называют датой ее рождения 19 января 1757 - и никаких объяснений тому мне пока найти не удалось...
Ну что ж... Зато удалось найти ее изображение! - в том собрании фотографий в Национальной библиотеки, про которое говорила в предыдущем посте...



и чуть покрупнее

Разумеется, портретным это изображение назвать трудно - но по крайней мере мы можем увидеть, какой ее представляли в начале Революции!
Ведь не было же и этого!


Правда, запрос на Гугль-картинках выдал на днях ссылку на некий немецкий сайт, где утверждается, что Луиза Керальо-Робер - вот

liberte de presse

однако дальнейший поиск привел к источнику картинки, и оказалось, что это рисунок под названием L'ère nouvelle de la presse au début de la Révolution...