Мой дом в Интернете - Гостиная Элеоноры Д.

Информация об обновлениях и не только - в ЖЖ с тем же названием - Гостиная Элеоноры Д. - Оставлять там комментарии, задавать вопросы можно и без регистрации.

С марта 2012 записи в обоих журналах дублируются

...история

UPD 18 марта 2021: с радостью сообщаю, что моя Гостиная, доступ в которую почти полгода опять был закрыт по независящим от меня техническим причинам - вновь открыта для вас! Заходите!

UPD 23 июля 2021:
1. Если не открывается ссылка на материалы Библиотеки удалите в окне браузера из адреса начальные *https://* (срабатывает в Яндекс-браузере)
- или перейдите на ту же дату в ЖЖ
- или смотрите непосредственно в Библиотеке:
-- пока не знаю, как устранить эту проблему в старых записях...

2. В последнее время ЖЖ регулярно напоминает мне (как и всем остальным!) о том, что было написано в моём журнале в этот день в прежние годы. - И поскольку пишу я редко, а записи представляются мне небезынтересными для моих сегодняшних читателей, я с начала мая публикую соответствующие сообщения - порою с некоторыми дополнениями с ними связанными. Заходите!
URL
Что-то не так? - над каждым постом - предупреждение о безвозвратном удалении! - что это значит, и что делать?!

tumblr_ee30fd9a9b45717f989ba522d54e4b0f_a0e0a997_400
(отсюда)

Утро битвы свежо и ясно.
Ночью дождь отрыдал свое.
Как жемчужина, жизнь прекрасна —
И едва ли прочней ее.

В гулком зале, где свет июля
В запыленном стекле угас,
Выбор жесток и прост, как пуля:
Кто не с нами, тот против нас!

С кем вчера еще — локоть к локтю,
С тем сегодня — глаза в глаза.
Как один вся когорта — против.
Лишь один — ненормальный — ЗА!

За отчаявшихся, усталых,
Не утративших лишь лица.
За — с блистательного начала
До безжалостного конца.

Безразлично, правы ли, нет ли —
Отстоять их уже нельзя,
И еще один рвется в петлю
Лишь затем, что в петле — друзья.

Здесь не доблесть, здесь много проще:
Кто тут чист, а на ком вина —
Путь был общим, и слава — общей,
И опала — на всех одна.

Ослепительно утро боя.
Частью, может быть, оттого,
Что троих не предали двое —
Или — четверо — одного

tiger_black
Москва, 1991.

Переношу из ЖЖ

Этот пост был опубликован 13 лет назад!



Эта статья - "Робеспьер – создатель теории Прав человека и гражданина своего времени" - представляет собой текст ее публичной лекции в Аррасе 26 июня 1994 г., и опубликованный Аррасским Обществом друзей Робеспьера в виде брошюры. Чуть позднее для Библиотеки перевод был отредактирован и снабжён некоторыми комментариям, и пока материалы моей библиотеки недоступны, предлагаю вам в виде pdf-копий эту статью и ещё две: предупреждаю, что ссылки в этих файлах могут не сработать...

Флоранс Готье
Робеспьер – создатель теории Прав человека и гражданина своего времени


Флоранс ГОТЬЕ
ЖЕНЩИНЫ в ПУБЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПОЛИТИКА ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ГАЛАНТНОСТИ в ПРЕДСТАВЛЕНИИ РОБЕСПЬЕРА


- и статья, созданная примерно в то же время:
Т.А.Черноверская «У народов действительно свободных женщины свободны и окружены любовью» (vertu и гендерные стереотипы робеспьеристов: идеал и действительность) - (авторская редакция)



Предлагаю вашему вниманию статью, которую только что выложила в ЖЖ - здесь не дублирую из-за форматирования текста:

Черноверская Т.А. «Вооруженных миссионеров не любят» (У истоков критики экспорта демократии) / Т.А.Черноверская // Прометей. Историко-публицистический альманах. – 2022. – № 2. – С. 191–205. – URL: eleonored.livejournal.com/121588.html (указывать при цитировании этой страницы)

ЖЖ напомнил про две речи, а я добавляю ещё одну, самую важную...

Этот пост был опубликован 5 лет назад!



Ссылка ведёт к текстам двух речей, которые были включены в Сборник "Документы истории Великой французской революции. Т. 1". Это:
Речь M. Робеспьера в Национальном Учредительном собрании 31 мая 1790 г. в ходе обсуждения закона о гражданском устройстве духовенства
Речь М. Робеспьера в Национальном Учредительном собрании о необходимости устранения офицеров старого порядка 10 июня 1791 г.

Но я хочу напомнить и ещё одну речь Робеспьера, размещённую в этом журнале в тот же день, речь, которая до сих пор не имеет полного перевода на русский язык, и которая сегодня - актуальна как никогда, это пожалуй наиболее значимая из речей Робеспьера, которые он произнёс в Якобинском клубе в декабре 1791 - январе 1792, протестуя, предостерегая против развязывания войны.
Вот её фрагменты:

Максимилиан Робеспьер. Из речи в Якобинском клубе 2 января 1792 г.


Портрет Максимилиана Робеспьера, который находится в постоянной экспозиции Музея Карнавале в Париже является наверно самым известным его изображением.
Несколько лет назад я узнала, что в Берлине, в Германском Историческом музее находится другой вариант этого портрета, более того, указывалось (предположительно?), что именно в Берлине находится оригинал портрета!
Так ли это - можно было бы судить, сравнивая два изображения, но до сегодняшнего дня мне доводилось находить лишь довольно мелкие копии Берлинского портрета. Но сегодня ВКонтакте появилась извлечённая с сайта Берлинского музея копия этого портрета в гораздо лучшем разрешении - и мы можем сравнить - а я постараюсь в течение ближайшего времени собрать здесь то, что мне встречалось в Сети про эти портреты, а также про рисунок-прототип

collectionlpdp_27024-4dp8uoi8Tttk

Оба портрета кликабельны

Бюст Огюстена работы Клода-Андре Десеня мне не раз доводилось фотографировать в Консьержери, - и вот оказывается, копия его появилась в Визиле, и была там сфотографирована в апреле 2022

tumblr_75f3d833b696aabe5f1f9d27f9aff4c5_9c1fa18d_1280

ещё два

...при таком освещении - он ещё прекраснее, не правда ли!

Позавчера я сообщила о диссертации, посвящённой Бабетте - а сегодня ЖЖ напомнил вот это!

Этот пост был опубликован 16 лет назад!



- и пока материалы моей Библиотеки недоступны - решила разместить эту историю в ЖЖ

Сегодня со мною поделились ссылкой на диссертацию, посвящённую Элизабет Дюпле-Леба!

800px-Élisabeth_Le_Bas_(1772-1859)_(A)

«Veuve de Thermidor»: le rôle et l'influence d'Élisabeth Duplay-Le Bas (1772-1859) sur la mémoire et l'historiographie de la Révolution française
Jolène A. Bureau


Создана в 2023 в Квебеке.
Размещена на academia.edu, где для получения полных текстов требуется регистрация.

И между прочим, одна из благодарностей автора обращена - À Mimi, petite chatte farouche et fragile.





Спецвыпуск l'Humanité — скачивается pdf-файл




С Новым CCXXXII годом по календарю Первой Французской Республики, Единой и Неделимой!




Ссылку на материалы, относящиеся к Республиканскому календарю я давала в прошлом году.
Согласно декрету Конвента, именно сегодня, 23 сентября, - Первое вандемьера CCXXXII года, и соответственно, при пересчёте дат - их следует сдвигать на один день по сравнению с II годом Республики, который начался 22 сентября 1793, - вплоть до 29 февраля, которое придётся на 10 вантоза, а 1 марта как и во II году - это 11 вантоза. Закончится CCXXXII год 21 сентября 2024.


...таковых у меня собралось уже немало... - Пора поделиться...

1. Начну с наиболее известного - однажды он даже украсил книжную обложку



Этот портрет мне впервые встретился в известном пятитомнике Мишеля Вовеля. Принадлежит музею Карнавале, где числится как предполагаемый портрет Сен-Жюста работы Франсуа Бонвиля.
Замечу, что когда-то давно он мне встретился (монохромный!) на сайте, посвящённом Камиллу Демулену - как изображающий Демулена в юности! - Сейчас, увы, тот сайт не найти...

Ещё шесть портретов

Все картинки кликабельны!

Как вы полагаете, можно ли среди этих изображений найти действительный портрет Сен-Жюста? - Который - или которые? - Почему вы так думаете?

И - быть может, кто-то сможет добыть портрет 5...

Из декрета Национального Конвента от 23 августа 1793 г. «О массовой мобилизации»
Национальный Конвент, заслушав доклад Комитета Общественного Спасения, постановляет нижеследующее:
Ст. 1. С настоящего времени впредь до изгнания врагов с территории Республики, все французы должны находиться в постоянной готовности к службе в армии. Молодые люди должны отправиться воевать, женатые будут изготовлять оружие и перевозить продовольствие, женщины будут шить палатки и одежду и служить в госпиталях, дети будут щипать из старого белья корпию, старики будут в общественных местах возбуждать мужество воинов, ненависть к королям и взывать к единству Республики.
Ст. 2. Национальные здания будут превращены в казармы; общественные места — в мастерские по выделке оружия, почва в погребах будет подвергнута выщелачиванию для извлечения из нее селитры.
Ст. 3. Боевое оружие будет выдано исключительно тем, кто выступит против врага. Внутренняя служба будет нестись с охотничьими ружьями и холодным оружием.
Ст. 4. Верховые лошади будут реквизированы для пополнения кавалерийских частей, упряжные лошади, за исключением нужных для земледельческих работ, будут перевозить артиллерию и провиант.
Ст. 5. Комитету Общественного Спасения поручается принять все меры, необходимые для безотлагательной организации в самых широких размерах выделки всякого рода оружия, долженствующей соответствовать положению и энергии французского народа. Комитет уполномочивается также создавать всякого рода учреждения, заводы, мастерские и фабрики, какие только будут нужны для выполнения работ, и набирать для этой цели по всей Республике мастеров и рабочих, могущих содействовать успеху работ. С этой целью в распоряжение военного министра будет предоставлена сумма 30 миллионов из тех четырехсот девяносто восьми миллионов, двухсот тысяч ассигнациями, которые находятся в резерве в кассе с тремя ключами. Центральное учреждение этого чрезвычайного производства будет создано в Париже.
Ст. 6. Представители народа, посланные для проведения в жизнь настоящего закона, будут иметь в своих округах такие же права, согласовывая при этом свои действия с Комитетом Общественного Спасения. Они наделяются неограниченными полномочиями, предоставляемыми представителям народа при армиях.
Ст. 7. Никто не в праве заменять себя на той службе, для несения которой он призван; общественные чиновники остаются на своих местах.
Ст. 8. Ополчение будет всеобщее; неженатые граждане или бездетные вдовцы в возрасте от 18-ти до 25-ти лет выступают первыми; они безотлагательно отправятся в административный центр своего дистрикта, где в ожидании приказа о выступлении, будут ежедневно упражняться в ружейных приемах.
Ст. 9. Представители народа будут регулировать призыв граждан и их выступление с таким расчетом, чтобы вооруженные граждане являлись на сборные пункты лишь по мере поступления достаточного количества съестных припасов, амуниции и всего того, что составляет материальное, снабжение армии.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ст. 11. Батальон, организованный в каждом дистрикте, собирается под знаменем со следующей надписью: «Французский народ восстал против тиранов».
Ст. 13. Для того, чтобы собрать в достаточном количестве съестные припасы, арендаторы и управляющие национальных имуществ доставят в административные центры их дистриктов продукты обработки этих имуществ, преимущественно в виде зерна.
Ст. 14. Собственники, арендаторы и владельцы зерна обязаны выплатить в натуре не внесенные в срок налоги, в том числе и две трети налогов за 1793 г. по спискам, служившим основанием для последнего взыскания налогов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ст. 17. Военному министру поручается принятие всех мер, необходимых для быстрого проведения в жизнь настоящего декрета. Национальное казначейство предоставит в его распоряжение сумму в 50 миллионов, которую надлежит взять из четырехсот девяноста восьми миллионов двухсот тысяч ливров ассигнациями, хранящихся в кассе с тремя ключами.
Ст. 18. Настоящий декрет будет разослан в департаменты с чрезвычайными курьерами.
Французская революция в документах / Сост. Я.М.Захер. — С. 319–321


22:11 

Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

Несколько дней назад, показывая совершенно разные по стилю рисунки Антуана Гро



- я пообещала найти ещё два шаржированных профиля:

image_gros_antoine_un_ami_de_maxim_d.7095_997505

Эта маленькая коллекция хранится в Музее Карнавале. Картуш внизу сообщает:
"Portraits de Robespierre et deux conventionnels / dessinés par Gros camarade de mon père / Pierre Révoil de Lyon"

Средний, мне кажется, вполне узнаваем - как вы думаете?

А вот правый... - кто этот "autre ami de Maximilien"

- У меня есть два взаимоисключающих предположения

- кажется, оба эти рисунка считаются работами Жака-Луи Давида...

А что думаете вы? Какие идеи?

все картинки кликабельны!



Когда-то я собрала вместе прижизненные профильные портреты Максимилиана Робеспьера - ...знакомый профиль...
Но есть, оказывается, ещё:

Maximilien_Marie_Isidore_de_Robespierre_[...]Beljambe_Pierre-Guillaume-Alexandre_btv1b8412301d_1

- гравюра по рисунку молодого художника Антуана-Жана Гро (1771-1835)

Ещё одна гравюра - и два рисунка, возможно подготовительных

Но особенно интересным мне представляется то, что у Гро есть ещё один профильный рисунок - в совершенно ином стиле, остро-шаржированный - и в то же время вполне узнаваемый

Robespierre_-_profil_dessiné_par_Antoine-Jean_Gros

В музее этот рисунок кадрирован в общей рамке с ещё двумя профилями - но сейчас не нахожу нужную ссылку... - быть может позже, - тогда и вопрос задам...


Великая Французская революция. Мишле и Ладомир. Интервью с Александром Владимировичем Гордоном.



Интервью состоялось 4 марта 2023

Предшествующая информация - ссылки и видео


...называть ли Французскую революцию конца XVIII века - Великой?
Пару месяцев назад я предложила вашему вниманию небольшую, но принципиально важную статью:
А.В.Гордон. "Великая французская революция: о понятии и понимании"
А сегодня хочу показать в моём ЖЖ ещё одну:
Т.А.Черноверская. "О некоторых спорных вопросах в интерпретациях Французской революции конца XVIII в."


Правильное библиографическое описание