Вчера на ebay был продан весьма занятный предмет:

$_57_1236a

RARE SCULPTURE CARICATURE
en terre cuite

Pot à tabac ou projet de la 2ème moitié du XIXème
terre cuite d'atelier - pièce unique
artiste anonyme - aucune signature

dans le goût des oeuvres de Jean-Pierre Dantan (1800-1869)
Quelques ressemblances avec la tête du révolutionnaire Georges Danton (1759-1794)...

Dimensions:
Hauteur: 17 cm
Diamètre base: 13,5 cm
Poids: 1 kg 400

настольная терракотовая табакерка, несколько напоминающая голову Дантона
Вот еще несколько фотографий

Там есть и еще - можете посмотреть по ссылке...

Мне эта табакерка напомнила многочисленные терракотовые миниатюры-шаржи, которые делал Оноре Домье с своих известных современников - к примеру, вот эти из музея Карнавале

...Похоже, однако, в середине XIX века кто-то очень сильно *любил* Дантона...

В конце августа на ebay был продан весьма интересный рисунок:

1227

Лист с рисунком большого размера - 69,5 cm par 49,5 cm - имеет подпись: "DESSINE PAR C.-L. DESRAIS EN 1794".

Портрет явно срисован с хорошо нам знакомого оригинального большого рисунка физионотрасом

Несколько дней назад на ebay появился еще один портрет:

1224a

"Tableau XVIIIÈME Portrait avocat gentilhomme juriste Robespierre ?" - пишет продавец, не утверждая категорично (в отличие от многих других!), что это именно Робеспьер... - Но ведь похож! действительно похож! - и кроме того, состояние самого артефакта, явно извлеченного со старого чердака, где некогда холст натянутый на раму (54 cm x 65,5 cm) использовался для утилитарных хозяйственных нужд... - нетрудно предположить, что был заброшен на чердак, когда изображенный на нем персонаж их почитаемого героя превратился в презираемого злодея, чьи изображения хранить небезопасно...

Вот еще два изображения - в более крупном масштабе

(все изображения кликабельны!)

Хотя Луи-Антуан Сен-Жюст и не является военным деятелем Великой Французской революции, роль, которую он сыграл в организации обороны Франции во II году Республики, в создании боеспособной армии нового типа, была весьма значительна (могла бы сказать - неоспорима, - если бы она не оспоривалась некоторыми из его коллег!).
Те, кому интересен этот сюжет, могут найти в Рунете кое-какие весьма интересные материалы, к примеру, в библиотеке Vive Liberta:
- Альбер Собуль О миссии Сен-Жюста в Рейнскую армию (брюмер II года Республики) (1960). — статья с публикацией потрясающей силы человеческого документа - составленного Сен-Жюстом post-factum по памяти реестра его постановлений и посланий за первые три с половиной недели миссии в Рейнскую армию
- Лариса Морщихина. Военная деятельность Антуана Сен-Жюста - интернет-публикация 2000 г., достойная быть не только сетевой
- Рассказ Вилли Бределя Комиссар Рейнской армии (Новый мир, 1939, № 8) - к сожалению, в данный момент не доступен в этой библиотеке...

Еще одна статья:
- Чупрун Н.И. Сен-Жюст и организация обороны Франции в 1793 г. (1956) — на персональном сайте ее автора.

Сегодня добавляю к ним две статьи Анатолия Петровича Левандовского:
- «Свобода должна победить...» (Миссия Сен-Жюста в Эльзасе) // Человек и закон. 1981. № 9. С. 114-127
- Арденнская миссия Сен-Жюста // Вопросы истории. 1982. № 7. С. 115–121
(если ссылки сразу не откроются, обновите или повторите их)

И еще небольшой этюд:
Т.А. Черноверская.
Сен-Жюст в армии

Начнем сегодня с портрета!

StJ_lit_neuve

...литография кажется вроде бы уже знакомой - и в то же время - не совсем...

Впечатление вас не обманывает! - эту литографию я сфотографировала около месяца назад в Национальной Библиотеке в Париже, и она определенно связана с той, что я показала здесь прошлогодним летом - Вот! Смотрите!

...на самом деле у меня припасено еще кое-что к дате - но это уже завтра!

Jean-Joseph-François_Tassaert_-_La_Nuit_du_9_au_10_thermidor_an_II,_Arrestation_de_Robespierre

(отсюда - кликабельно)

На сей раз на ebay - продавец из Германии, он предлагает миниатюру, выполненную гуашью

k1u067
(рамка 17,5x14,7 см, сам портрет 10,5x7,7 см)

- утверждает, что это портрет Робеспьера, исполненный в 1800! - можете посмотреть в большем размере

Ну что ж! Определенное сходство имеется, и мне даже видится здесь некоторая отсылка к пастели работы Боза

- и уже минимум два покупателя за эту гуашь торгуются!

Что могу сказать! портрет гораздо более правдоподобный, чем то, что предлагают из Англии!

Собственно, начать надо с того, что выпуск "Французского Ежегодника" за 2015 год целиком посвящен Великой Французской революции!

Среди опубликованных в нем статей мое внимание, естественно, привлекла прежде всего статья Эрве Лёверса
"От защиты «обездоленных» к защите «народа». Путь адвоката Робеспьера". Автор - один из редакторов журнала Annales historiques de la Révolution Française, опубликовал в позапрошлом году новую научную биографию Максимилиана Робеспьера, в которой гораздо более внимания, чем обычно, уделено дореволюционному периоду его жизни, в особенности 80-м годам, его адвокатской практике, участию в работе Академии Арраса и пр.

Переведенная на русский статья как раз и посвящена этому периоду. Эрве Лёверс представляет читателю профессиональную адвокатскую деятельность Робеспьера в контексте и в неразрывном единстве с его общественной деятельностью, - и поскольку автор попутно знакомит читателя с некоторыми специфическими чертами судебной практики Франции конца Старого порядка, его герой предстает перед русским читателям в совершенно неизвестных дотоле качествах.

Те, кого заинтересовала эта статья, могут познакомиться с ней в Электронном научно-образовательном журнале "История", где в №1 за 2016 год размещены материалы "Французского Ежегодника". - Подписка на этот журнал платная, но зарегистрировавшись на его сайте, вы получаете право скачать пять статей бесплатно!

С сожалением замечу, однако, что перевод статьи оставляет желать лучшего - вследствие, полагаю, главным образом того, что переводчик "не в теме" и реалий Старого порядка в целом, и биографии Робеспьера в частности.
Впрочем, это мое личное мнение.


Всякий раз, когда средства массовой информации сообщают об очередном вмешательстве могущественной сверхдержавы во внутренние дела других стран, вмешательстве, которое обосновывается "борьбой за демократические ценности" против политических режимов, которые именуются при этом "тоталитарными", "диктаторскими", - мне вспоминаются слова Максимилиана Робеспьера про то, что "вооруженных миссионеров никто не любит". Произнесены они были с трибуны Якобинского клуба 2 января 1792 г., в разгар ожесточенной полемики с жирондистами, агитировавшими с начала осени за то чтобы начать "освободительный крестовый поход" против всех тиранов Европы. Четыре большие речи были произнесены Робеспьером в ходе этой полемики, 18 декабря 1791, 2, 11 и 25 января 1792 гг., и его предостережения оказались во многом пророческими.

Предлагаю вашему вниманию фрагменты из этих речей

Robespierre_par_Delaplace

Полагаю, мне удалось достаточно убедительно продемонстрировать, что этот превосходный рисунок - портрет Робеспьера, выполненный Жаком Делапласом в 1790 году...



Терракотовый бюст работы Клода-Андре Десеня, выполненный весной 1792, я показывала неоднократно, но вот в этом необычном ракурсе специально сфотографировала его в Визиле позапрошлым летом

chambre de Robespierre

Эта цветная версия известного рисунка была опубликована в 2008 году в книге Cinquante portraites de Robespierre: peintures, sculptures, gravures, medaillons avec notices / Les Amis de Robespierre (A.R.B.R.). Arras: Les Amis de Robespierre, 2008 - как-нибудь познакомлю вас с интереснейшими изысканиями Антони Паскаля относительно дома Дюпле и комнаты Робеспьера...

В первых числах января в сообществе Vive Liberta появилось вот такое сообщение:

03.01.2016 в 20:58
Пишет  Кибальчиш:

URL записи

В общей сложности одиннадцать коротеньких видео-сюжетов, скорее любительского качества - во всяком случае, в том виде как они выложены на ю-тубе еще 21 декабря 2010 года, т.е., еще до пожара в доме Сен-Жюста, - но общее впечатление от тихого Пикардийского городка и его достопримечательностях составить вполне возможно!

Спасибо, граждане!

Предуведомление: появление этого материала в солидном и авторитетном ежемесячнике Monde diplomatique, адресованном достаточно широкому кругу образованных читателей, представляется мне симптоматичным! Именно поэтому я решила перевести статью для читателей моей Гостиной, снабдив авторский текст кое-какими собственными комментариями.
Репостинг с обязательной ссылкой на источник:

Карвен М. Робеспьер без маски // Monde diplomatique. 2015. № 740. Р. 3. URL: eleonored.livejournal.com/58970.html

РОБЕСПЬЕР  БЕЗ  МАСКИ


Robespierre sans masque
Par Maxime Carvin
Monde diplomatique. № 740, novembre, 2015. P. 3.


Начальная фаза Французской революции, приведшая к свержению абсолютизма, воспринимается в обществе единодушно (ну или почти!): разве не воплощает она в себе самый дух Просвещения? В отношении дальнейшего – мнения яростно разделяются. В частности, это относится к Робеспьеру, соединившему, по мнению некоторых, все пороки антидемократизма – популизм и экстремизм. А отсюда – настороженное отношение к любым радикальным проектам.


Максим Карвен*


В декабре 2013 некая лаборатория объявила, что восстановила на основании посмертной маски «подлинное лицо» Максимилиана де Робеспьера. Историки, удивленные тем, сколь мало полученный результат походит на портреты той эпохи, высказали серьезные сомнения[1]. Это не помешало средствам массовой информации почтить портрет своим вниманием

Робеспьер повторял, что не существует ни демократии, ни свободы без равенства. Он утверждал, что политика это не профессия, требовал, чтобы было ограниченно совмещение магистратур и чтобы был усилен контроль над представителями. Он полагал, что «право собственности не может никогда вступать в противоречие с правом людей на существование», и не признавал, чтобы частные интересы могли бы возвыситься над интересом общественным. Тем, кто желал ответить на бунты законом о военном положении, он возражал, что следует «добраться до самых корней зла» и «выяснить, почему народ умирает с голоду». Жирондистам, горевшим желанием объявить войну всем государям Европы, он напоминал, что свобода не может быть экспортирована «вооруженными миссионерами».

Разумеется, дело не в том, чтобы, – как говорил Матьез еще столетие назад – «возжечь свечи в честь» идола Робеспьера, или чтобы считать его «всегда и во всем правым». Но кто станет утверждать, что такому человеку больше нечего нам сказать?


Примечания

Этот железный чеканный медальон ( fer, frappé ) я встретила на Joconde достаточно давно

m015509_0004408_p

Согласно информации Музея фаянса г. Невер автором этого медальона является гравёр Жан Бертран Андриё (ANDRIEUX Jean Bertrand, Bordeaux, 1761 ; ?, 1822), и датируется работа последней четвертью XVIII в. (4e quart 18e siècle)
В нижней части медальона - невидимая на фото курьезная надпись курсивом: ARRIVEE DU ROI A PARIS...

Мне этот медальон напомнил одну гравюру середины XIX в.

Между прочим, г. Невер, в музее которого хранится этот медальон, - столица провинции Ниверне (и главный город департамента Ньевр), а именно в этой провинции находится городок под названием Десиз...
И еще - на Галлике, среди портретов артистов, оказался единственный (в этом оцифрованном собрании!) пейзажный рисунок Лакоши:

N7741168_JPEG_1_1DM
(кликабельно)

Узнаёте?! - Château de Coucy...

Рассматривая портретные гравюры выполненные по рисункам Франсуа Бонвиля, я обратила внимание, что сами его рисунки далеко не всегда являются оригинальными, не всегда выполнены с натуры, и что целый ряд этих изображений имеет прототипами более ранние гравюры, выполненные по рисункам Жана Урбена Герена, в частности – портрет Максимилиана Робеспьера.

03_T0000001_full_

Внимательное изучение профильных портретов Робеспьера (в основном – тех, что были собраны Ипполитом Бюффенуаром, а также тех, что представлены на Галлике) подтвердило давнее поверхностное наблюдение, что большая часть этих гравюр имеет некий общий прототип, и это натолкнуло меня на мысль попытаться собрать здесь профильные изображения Робеспьера, выполненные с натуры

сканирование0013

republique_

Ровно 135 лет назад, 14 июля 1880 года, когда Французская Республика впервые отмечала эту дату как главный национальный праздник, связанный одновременно с двумя знаковыми событиями в истории страны, взятием Бастилии 14 июля 1789 и Праздником Федерации, днем единения французской нации 14 июля 1790, - на Площади Республики в Париже был открыт этот колоссальный монумент. Решение о его создании было принято Национальным собранием годом ранее; работу над монументом поручили архитектору Шарлю Морису и его брату скульптору Леопольду Морису.
Когда-то я показывала два барельефа с историческими сценами, украшающие постамент памятника; сегодня же хочу показать все двенадцать

Этот портрет попал мне на глаза каким-то совершенно невероятным образом по ходу обсуждения вестиментарных привычек некоторых граждан - в связи с загадками портретов и автопортретов Дюкрё



- Невероятным, потому что повторить путь поиска, еще раз выйти через поисковую систему на страницу сайта японского университета, где этот портрет был в 2009 году представлен на выставке, мне больше не удалось...

Портрет определённо в близком родстве с известной гравюрой Бонвиля - но о работе самого Бонвиля поговорим особо!

И вот в контексте всего этого невольно возникает вопрос, а что если напоминающая карандашный рисунок литография, которую я поместила в начале, никакой не XIX век, что если именно она и является тем самым прототипом? - Мне очень трудно представить, чтобы на основе жесткой Бонвилевской гравюры мог быть создан столь мягкий портрет, который с каждым днем мне представляется все более "правильным", и который, к тому же, замечательно коррелирует с другими прижизненными портретами Сен-Жюста



...вот я его "отразила" и поставила в ряд с малоизвестным рисунком Перрена и с портретом работы Грёза



...вот - поставила рядом с портретом работы Адель Романе, именуемой Романи (который ранее приписывался Давиду)

4_StJ_4

...вот - в ряду с еще тремя портретами - не столь уже впечатляюще, но один из портретов тоже редко встречается

Париж. Монумент Коммуны на кладбище Пер-Лашез.
Последние коммунары расстреляны были здесь...


Когда-то в Советском Союзе одним из праздников, одной из памятных дат, был День Парижской Коммуны: он отмечался 18 марта, в день рождения Коммуны... - Однако французские левые традиционно отмечают дни памяти Коммуны, памяти кровавой майской недели 21-28 мая...

...А до знаменитого барельефа я прошлогодним летом таки добралась - пасмурным Парижским утром в день отъезд...
Он находится возле внешней стены кладбища

IMG_5651

Монумент, при создании которого действительно были использованы камни из стены, у которой расстреливали последних коммунаров, оказался сравнительно небольшого размера. Подойти к нему можно, если, выйдя из метро Père-Lachaise, повернуть вдоль внешней стены влево от ворот кладбища, - или, если идти со стороны Gambetta, то вправо через сквер, существенно дальше...

А еще - давно уже собираюсь показать большую серию фотографий из музейной экспозиции в Сен-Дени: там, в Музее искусств и истории, располагающемся в помещениях бывшего кармелитского монастыря, постоянная экспозиция, посвященная осаде Парижа и Коммуне 1871 года, занимает сравнительно небольшое пространство самого верхнего этажа...

Мое знакомство с экспозицией началось вот с этого зала

sale7

Далее - только фотографии - музейных экспонатов и табличек к ним, если они есть - и почти без комментариев



Доминик Виван Денон, дипломат и литератор, художник и гравёр, первый директор Лувра и сам страстный коллекционер, по-настоящему стал привлекать мое внимание несколько лет назад, когда mlle Anais показала в ЖЖ весьма любопытный рисунок, найденный на сайте аукциона Кристи:


(сейчас на самой аукционной страничке изображение отсутствует, но ссылка на его увеличение - работает)

Интересен не только рисунок сам по себе, но и та информация, которая его сопровождает.
Вот - описание аукционного лота:
Portrait d'un jeune homme de profil vers la gauche (recto); Portrait d'un vieil homme en buste de profil et esquisse d'un personnage assis (verso)
avec inscriptions 'David' (recto) et 'Ce croquis de Maximilien Robespierre a été fait à la prison de la force [...] par louis david [...]. Louis David donna ce croqui à la Duchesse de Tourzel [...]' (sur une étiquette au dos du montage)
pierre noire, estompe, filigrane cercle surmonté d'une couronne
14 x 9,1 cm.

- то есть, на продажу были выставлены рисунки Виван-Денона, но при этом на прикреплённой этикетке сообщалось, что "этот набросок Робеспьера был сделан Луи Давидом в тюрьме Ла Форс" и что "Луи Давид подарил этот набросок герцогине де Турзель"...
Если вспомнить, что со времени своего возвращения во Францию в 1793 Денон работал с Давидом в качестве гравёра (благодаря Давиду, поручившему Денону гравировку эскизов к "Клятве в Зале для игры в мяч", с последнего было снято обвинение в эмиграции) и копировал многие его рисунки, оказывается понятной возможность такой двойной атрибуции этого рисунка...

Лист напоминает серию нарисованных Деноном портретов деятелей революции
Соответственно - рисунок, с которого я начала, может оказаться как литографией Виван Денона по сделанному по памяти рисунку Давида (Давид был заключён в тюрьму сразу после Термидора), - так и зарисовкой самого Виван Денона... - и единственное, что почти не вызывает сомнений - это что изображён именно Робеспьер... (хотя изготовитель постеров и анонсирует всего лишь "Portrait D'un Jeune Homme De Profil Vers La Gauche")

Существует, между прочим, еще один небезынтересный рисунок, также приписываемый Давиду, - и также, если выполнен действительно им, мог быть сделан только по памяти, точнее, по памяти и рассказам очевидцев:

ma_1059_6crop
Максимилиан Робеспьер в день своей казни
Этот рисунок также нашла mlle Anais - на сайте The Morgan Library & Museum, куда он попал из коллекции Викторьена Сарду, известного в конце XIX века драматурга, автора, в частности, драмы под названием "Робеспьер", в английской постановке которой блистал сэр Генри Ирвинг, для которого пьеса и была написана (на основе этой пьесы Анж Гальдемар написал одноименный роман).
Подпись в правом нижнем углу этого рисунка - не принадлежит Давиду, - как, впрочем, и на самом верхнем рисунке...

Ну и еще несколько отдельных сюжетов

Добавим ещё и автопортреты Виван Денона - все ли они являются таковыми?

Как и многие другие художники, Доминик Виван Денон довольно часто рисовал самого себя. Большая часть рисунков, которые я сегодня показываю, подписаны как его автопортреты (к примеру, номер 1), - но не все, и то, что таким образом не подписано, показалось мне на них похожим - и в то же время не совсем...

1.
Vivant.denon.par.lui.meme

и ещё шесть портретов

Как вы думаете, на всех ли семи рисунках изображен один и тот же человек? Если нет, то где - не-Денон? И кто, в таком случае, это может быть?

(почти все портреты кликабельны; ссылок по понятным причинам на сей раз не даю!)

...не менее интересной загадкой является то, каким образом некоторые из автопортретов Дюкрё стали идентифицировать как портреты Робеспьера... - написала я, заканчивая рассуждения о неизвестном ранее портрете Максимилиана Робеспьера.

Речь прежде всего вот об этом портрете - как он был опубликован в книге Ипполита Бюффенуара (Buffenoire H. Les portraits de Robespierre. Paris: Leroux, 1909)

Plate05.jpg~original

Картина, подписанная как портрет Робеспьера работы Грёза, находилась тогда в коллекции лорда Розбери, однако сам Бюффенуар, публикуя его, выказывает некоторые сомнения относительно персоны на портрете (si c'est bien lui), а Дж.М.Томсон, автор одной из лучших и по сей день биографий Робеспьера (Thompson J.M. Robespierre. T. 1-2. Oxford, 1935), вообще задается вопросом, Робеспьер ли это (but is it Robespierre?). Тем не менее, и по сей день монохромная фотография этого портрета демонстрируется как портрет Робеспьера, украшая в данный момент даже статью в русскоязычной Вики...

Мысль о том, что эта картина на самом деле является автопортретом Франсуа-Жозефа Дюкрё, принадлежит не мне!

(UPD 11 мая 2015. Оказывается, еще сто лет назад, в 1913 Луи Откёром было сделано замечание, что это автопортрет Дюкрё, а не портрет Робеспьера:
"Le «portrait de Robespierre» reproduit dans le livre, d’ailleurs fort agréable, de M.C. Mauclair sur Greuze n’est autre que le portrait de Ducreux par lui-même de la collection Ed. André." -
Louis Hautecoeur. Greuze. - Paris: Félix Alcan, 1913.. P. 141, note.
Откёр говорит о книге Camille Mauclair. Jean-Baptiste Greuze. Paris: H. Piazza et Cie, 1905.)

Откуда же тогда - Грёз и Робеспьер?

А может - все это просто плод моей фантазии...
Как вы думаете?